Авторизация
 
  • 22:54 – Дом 2 Остров любви закрыт: шокирующие подробности и последние новости 
  • 22:54 – ПСВ - Ростов 6 декабря 2016 (6.12.2016): результаты, счет, видео лучших моментов 
  • 22:34 – Ольга Бузова на грани нищеты: ведущая "Дом 2" выживает на 16 миллионов в месяц 
  • 22:34 – «Последний день Помпеи»: последствия падения метеорита в Хакасии 


1916 год – Суусамыр

Юрту Биялы бия было видно издалека. Она стояла немного на возвышенности, но в то же время защищенная с запада от ветров пологим хребтом. Белая юрта бия на фоне окружающей зелени выступала для горцев как бы ориентиром. Недалеко были юрты других саяков из серой кошмы. Все они составляли маленький аил.

1916 год – Суусамыр


После утреннего чая бий любил посидеть на холмике за юртой. Зная его привычку его байбиче заранее стелила там ала-кийиз, шырдак, корпо из овчины, подавала подушку. С этого места обозревалось далеко вокруг, свежий ветерок, набрасываясь то ли дело, приятно освежал лицо. Здесь в одиночестве можно было поразмышлять, вспомнить прошлое, прочитать намаз. Ощущение безграничного простора, красота окружающей природы придавали свежесть мысли. Биялы бий иногда здесь же принимал своих гостей, аксакалов и не только. Иногда приходили и другие сородичи потолковать о житие-бытие, попросить совета. Коновязь для лошадей гостей располагалась внизу – в ложбине.

Биялы бия саяки почитали как мудрого своего вождя. Обращались к нему просто бий-аке, не называя по имени. Он не кичился тем, что он является бием. Был чрезвычайно доступен. Люди доверяли ему свои сокровенные дела. К тоже же к кому они могли идти в таком огромном пространстве как их долина, закрытая со всех сторон, которая им представлялась целым царством.

Суусамырская долина, окруженная грядами белоснежных горных вершин действительно похожа на отдельное государство. Тут редко увидишь посторонних. Разве что с Алабеля в сторону Чуйской долины и наоборот проследуют группы всадников, иногда одинокие. Говорят на суусамырскую землю не ступала нога захватчиков – ни войска Чингизхана, ни калмыки. Высоченные горные хребты выступали в роли естественных крепостных стен вокруг долины. Да и не каждая конница врага сможет пробраться сюда. Вот только кокандские сарбазы заезжали изредка за податями и угоняли скот. В то же время излюбленным местом отдыха кокандских ханов были урочища Чычкана и Узун Акмата, что в Кетменьтюбинской долине. Детям Нарбото бия, главе саяков тех земель, приходилось нести изрядные расходы, чтобы насытить хана и его многочисленных сарбазов. Особенно доставалось им от Мадали хана.

Биялы бий поддерживал добрососедские отношения с сыновьями манапа Рыскулбека. А что им то было делить. Пастбищ хватало всем. Что не скажешь о солтинцах. Там лето жаркое, а ущелья узкие, пастбищ мало. А пастбища – это главное для кочевников. С приходом русских в Чуйскую долину там выросло население, мест для выпасов стало меньше. Не зря даже внук самого вождя солтинцев Канай бия, сын его первенца грозного Байсеит-баатыра, также удостоенный звания баатыр – Медетбек баатыр откочевал со своими людьми в верховья Таласской долины – в урочища Уч-Кошой и Жыланач.

Биялы бию приходилось видеть Медетбек баатыра. Это был мощного телосложения, с огромной бородой человек – исполин. Настоящий баатыр. Биялы бий удивлялся, что тот имел аж пять жен. Тут бы управиться с одной. Так вот, как-то Медетбек баатыр со своей челядью летовал ниже перевала Ётмёк. А эти пастбища находятся как раз на стыке владений суусамырских и кетменьтюбинских саяков. Так вот, пастухи Медетбек баатыра облюбовали верховья Чычкана. Узнав об этом, сыновья манапа Рыскулбека Акмат и Дыйканбай заявили протест и призвали прекратить нарушать границы их территорий. Для Медетбек баатыра это было оскорблением чести не только себя, но и всех солтинцев. Не знаем как началось, но в условленное время как было принято издавна у кыргызов по сорок джигитов с обеих сторон столкнулись в схватке. В ней победу одержали верх солтинцы. Плененные Акмат и Дыйканбай были приведены в стойбище Медетбек баатыра. Мать Медетбек баатыра, сорвав стебли бетеге поднесла к пленникам и с укором заявила, неужто вам жалко эту траву? Поскольку дети Нарбото бия традиционно сватались на солтинках и наоборот отдавали своих дочерей замуж за потомков Канай бия, то конфликт на этом был исчерпан. Тем не менее этот случай остался на устах у народа и выражение «чёп жеген саяк» живо до сих пор.

Этот конфликт всегда вызывал у Биялы бия усмешку – действительно чего не хватает кыргызам. Зачастую вступают в спор и конфликтуют буквально из-за ничего: не так приняли в гостях, не так выразились, не ту кость подали за дастарханом… Бию казалось что все это от праздности, от пустой гордыни. Вообще то склонность к противоборству, соперничеству и всякого рода трениям, не только между родами, но и между собой – это в крови у кыргызов. Привычка почти народная.

Так, подолгу в размышлениях, засиживался Биялы бий на своем излюбленном ложе. Изредка он мог позволить себе свежего кумыса, а когда приходили гости, то тут же на бугорке накрывали дастархан, подавали чай с русского самовара.

В этот день к нему заехал его любимец – острый на язык, знаток многих легенд и притчей Ырысалы – чечен, из рода «жолуке». С ним бию было интересно. Ырысалы был умным, всезнающим собеседником. Поражала его осведомленность – он знал все самые свежие саякские новости Суусамыра, мог дать характеристику каждому его жителю.

Неожиданно внимание собеседников прервала приближающаяся издали толпа людей – частью на лошадях, частью пешие. Толпа все ближе приближалась к юрте бия, обрастая по пути все новыми всадниками. Что-то тревожное было в этом зрелище. Такого бий еще не припомнит. Даже Ырысалы не мог понять, что бы это значило. Оторвавшись от движущейся толпы два всадника помчались в сторону аила Биялы бия. Бий вместе с Ырысалы привстали и шагнули навстречу всадникам. Соскочив с разъяренных коней два джигита быстро поднималась к бию. Лица их были сумрачны и тревожны. Быстро, почтительно поздоровавшись с Биялы бием и Ырысалы, они начали бегло рассказывать о происшедшем. Кто-то из саяков был намедни в Чуйской долине и привез оттуда плохие новости. Тамошние кыргызы начали резать русских. Он рассказывал жуткие истории о расправе над мельником-орусом и его семьей, включая детей. Из рассказов выходило так, что решено повсеместно убивать орусов и изгонять с нашей земли. Орусы мол – капыры, иноверцы. Принято убивать их везде и изгонять из наших земель. Саяки пленили восемь орусов и ведут их к вам для решения вопроса о расправе над ними.

Выслушав джигитов Биялы и присутствующие стали ожидать толпу. Из юрт повыходили женщины и дети. Даже пожилые старушки с тросточками заковыляли к юрте бия. Народу собралось столько как будто это был какой-то той или поминки. Все были в тревоге, в ожидании чего-то необычного в размеренной до этого жизни суусамырцев.

Наконец возбужденная толпа из всадников и пеших подошла к собравшимся недалеко от юрты бия на относительно ровной низине. К Биялы бию и окружившим его аксакалам подошел Карабек сын Сасыкула. Карабек слыл среди саяков смутьяном, его обзывали в округе «эл бузаром». Его жирное лицо с короткими усами под носом вызывало отвращение у бия. Карабек часто был источником ссор и всевозможных конфликтов. Как бы гордясь тем, что взоры всех собравшихся людей были обращены к нему, он с пафосом начал разъяснять ситуацию. По его словам выходило, что в Чуйской долине и солто и сарыбагыши начали поголовно истреблять иноверцев – орусов. И мол недалек тот день, когда они полностью сотрут с лица земли их дома и изгонят их с нашей земли. Карабек говорил нарочито громко, говорил как бы от имени народа, будто он сейчас главный его защитник и путеводный. Узнав, что в Суусамыре находятся русские люди, он вместе с родственниками пленил, обезоружил и привел их к вам, наш уважаемый бий, дабы получить ваше добро на их казнь в присутствии всех наших сородичей – саяков. Мы, саяки, не должны стоять в стороне от всего народа, – заключил свою речь Карабек. Отрубив головы этих иноверцев, завтра, мы саяки Суусамыра, можем смотреть прямо в глаза представителям других родов и племен. Мы можем тогда смело сказать, что есть и наш вклад в освобождение нашей земли от капыров! Закончив свое выступление, он горделиво обошел взглядом присутствующих, ища в их взглядах поддержку. Но люди стояли молча. Их суровые лица выражали непонятие слов Карабека о необходимости казни безвинных людей. Сколько помнят суусамырцы на их глазах не было ни одной не то что публичной казни, а даже убийств. Наступила безмолвная пауза. Все ждали, что скажет бий…

Для Биялы-бия происходящее также было неожиданностью и явлением из ряда выходящим. Он был весь взволнован, напряжен. Действительно, ему не приходилось выносить смертные приговоры, как того требует Карабек. Не одна сотня людей, расположившись амфитеатром на склоне, ждали его решения.

И Биялы-бий начал говорить. Бий начал с вопроса в чем вина задержанных людей, за что мы должны их казнить. Что они сделали плохого для суусамырцев? Если есть их вина в чем-то, то давайте разберемся. Здесь сидят аксакалы – старейшины нашего рода. Убивать безвинных людей запрещают не только русские законы, но и наш адат – испокон исполняемые нашим народом. Кроме этого есть высший божий суд! Мы можем взять на себя такой грех как убийство людей? Ведь перед нами стоят живые люди – такие же как мы с вами. У них есть семьи, дети. Жизнь человека дарована Всевышним. Она является высшей ценностью. Жизнь священна!

Или мы должны убивать этих несчастных только за то, что они русские, у них другой цвет глаз, они другой веры? Скажите, мои соплеменники, что плохого сделала вам власть белого царя здесь – на суусамырской земле? Разве не правда, что приходили врачи и лечили вас? Разве не правда, что Степан учил ваших детей грамоте? Или они отбирали скот как кокандцы? Забыли как прятали красивых девушек, чтобы сарбазы не увезли их с собой?

Если на то пошло я скажу вам вот что. Белый царь стоит во главе большого государства. У него есть армия, пушки. А если завтра они придут и призовут к ответу за убийство своих подданных, то кто будет отвечать за это? Как мне известно в Чуйской долине не все солтинцы и сарыбагыши выступили против царя. Почему у наших соседей - в Кетмень-Тюбе и Таласе тихо? Или мы тоже должны идти на верную смерть только за то, что, мол, в других местах тоже гибнут люди. Не все понятно и с призывом в армию. Многое не понятно. Поэтому давайте подождем. Не будем рубить с плеча. А что касается задержанных, то мое решение однозначно. Мы не имеем права убивать людей, а безвинных тем более. Я еще раз повторяю – жизнь священна! – жестко повторил свои слова бий.

Гул одобрения пронесся среди собравшихся. Аксакалы в знак поддержки закивали головами. Никто не возражал бию. Его решение не подлежало обсуждению по адату. Да и авторитет мудрого лидера саяков рода «куручбек» говорил за себя. Народ не раз убеждался в справедливости и правильности поступков бия. Хотя, скажем честно, отдельные из зевак ожидали увидеть небывалое для суусамырцев зрелище казни людей, совсем даже не задумываясь о нравственности и просто человечности возможного такого решения. Эти люди в силу своей безграмотности и ограниченности кругозора пределами Суусамыра не могли и задумываться о возможных последствиях свершения казни безвинных людей – какой бы веры или подданства они бы не являлись.

Узнав о том, что их не будут казнить стоявшие до сих пор в тревожном ожидании русские люди посветлели, у одних появились слезы на глазах, а один - постарше не удержался и упал на колени, закрыв лицо руками.

Стремление к жизни свойственно всем живым, все хотят жить, радоваться земным благам, размножаться, растить детей, выращивать зерно, любоваться солнцем, светом, улыбаться, – подумал Биялы бий. Но почему у людей возникает желание убивать друг друга, иногда совсем беспричинно, даже детей, женщин, стариков, - недоумевал про себя бий. И он не поймет тех зверств, которые творятся там – за горами такими же людьми как они – киргизами и русскими, другими людьми. За что они убивают друг друга. Почему? Неужели у них нет святости, богобоязненности? За что люди убивают друг друга? – вопрошал в глубокой печали Биялы бий.

Ближайший сподвижник бия, один из аксакалов рода «куручбек» Баракан Байбосунов распорядился разместить задержанных в отдельной юрте, накормить их.

В юрте Биялы бия собрались старейшины рода, здесь же присутствовал волостной старшина Туркмен Сарпеков. Все единодушно поддержали решение бия и высказались за необходимость сохранения спокойствия среди суусамырцев, исключения каких-либо провокаций. В связи с тем, что в Чуйской долине по пути в уездный центр сохраняется опасность расправы местных жителей над задержанными в Суусамыре, было решено отправить их в Ташкент, через Кетмень-Тюбе и Андижан. Дать им сопровождающих и обеспечить провиантом. Волостной старшина обязался поставить в известность о случившемся уездное начальство.

Так закончился самый трудный день в жизни Биялы бия. Такого напряжения, таких эмоций он не испытывал никогда. Ночью ему приснился отец. Казалось, арбак его отца хотел поддержать бия в его трудные мгновения. Максы ажы был первым паломником из Суусамыра. Это был глубоко набожный человек, гуманист в высшей степени. Отец поступил бы также как я, – подумал Биялы бий. Наутро как положено после такого сновидения он прочел молитву в память своего отца – Максы ажы.

В этот же день все задержанные вместе с провожатыми отправились в путь. Биялы бий и другие провожающие лица напутствовали их молитвами. Задержанные люди кланялись Биялы бию и благодарили его за спасенные их жизни. Один из них подошел близко и поцеловал руки бия в низком поклоне.

…Спустя некоторое время в Суусамыр прибыл отряд царских войск. Командир отряда отдал честь Биялы бию и выразил благодарность от имени военного губернатора Семиреченской области за спасенные жизни русских людей. Как было видно из рассказа командира военных, им было уже известно об этом факте и именно поэтому их привал в Суусамыре явился мирным.

Солдаты следовали в Кочкорскую долину, где сарыбагыши и другие жители долины восстали против белого царя. Восставшие избрали своим ханом Каната. Он был главой волости. Местные муллы выдвинули его ханом и подняли народ против иноверцев – русских. Поговаривали и о том, что в их рядах есть военные из Турции, которая в настоящее время воюет с Россией.

1916 год – Суусамыр
В свите командира отряда было несколько кыргызов. Один из них влиятельный манап, предводитель племени «кушчу» Таласской долины Кызылбаш Кудайберген. В Таласе двое известных людей носили это имя. Так вот, чтобы различить их – одного прозвали Кызылбаш Кудайбергеном, другого – Карабаш Кудайбергеном. Биялы бий знал Кызылбаш Кудайбергена. Он был другом волостного управителя из Жумгала Мырзабека. Они изредка общались, так как их пути дороги из Таласа в Чаек и обратно пролегали через Суусамыр.

Авторитет Кызылбаш Кудайбергена на родине Манаса был непререкаем. Именно поэтому ему удалось предотвратить кровопролитие в Таласе.

Кудайберген не мог не зайти к Биялы бию. На этот раз они говорили о тяжелой участи восставших сарыбагышей. С палками и пиками против вооруженных винтовками и пулеметами солдат гибли сотнями наши соотечественники. И главное за что? Надо сохранить народ. Кудайберген рассказал, как ему удалось убедить сородичей в Таласе, не идти на погромы русских селений, на убийства простых крестьян, их детей, жен. Теперь намерен убедить Каната остановить никому не нужную взаимную бойню.

Биялы бий со своей стороны сообщил Кудайбергену подробности спасения им жизни восьмерых русских и напутствовал гостя миром, пожелал убедить кочкорских наших братьев в бессмысленности войны с вооруженными солдатами, необходимости спасения людей от верной гибели.

Проводив Кызылбаш Кудайбергена, Биялы долго глядел им вслед. Перед его взором была вся долина. Здесь он родился, здесь родились его предки. Сегодня родная земля казалась ему еще родней. Он словно видел ее впервые.

Суусамыр – чудо природы. Красота неописуемая. Казалось здесь все сохранилось в первозданном виде со дня появления человека на земле. Умиротворяющая тишина. Заоблачные снежные вершины величаво подпирают небо. Там много живности – пасутся себе тихо большими и малыми стадами. А здесь у речки, в зарослях – сплошное щебетанье птиц – разных, маленьких и больших, цветных и просто серых воробушек. В тихой заводи, сквозь водяную толщу проглядывают косяки рыб, изредка поблескивая серебристыми боками.

Вот в таком окружении живут саяки из рода «куручбек». Это трудолюбивые, привыкшие к суровым зимним условиям, доброжелательные люди. Здесь много многодетных семей. Дети сызмальства приучаются к жизни в горах, справляются с лошадьми и скачут так как будто бывалые всадники. И кони их слушаются. Праздник жизни ощущается везде.

Несмотря на отдаленность от городов и административных центров Суусамыр то и дело вовлекается в водоворот всекыргызских, а то и мировых событий. Откуда им знать, что где-то далеко германцы и турки воюют с белым царем. Саякам из рода «куручбек» и неведомо за что, а вот отголоски этих противостояний доходят и до их гор. Не зря же турецкие офицеры появились среди кочкорских сарыбагышей и вместе с тамошними муллами призывали народ к войне с иноверцами - русскими. Человеческий мир един и не спрячешься от их проблем. Они общие. Но что бы там ни было для Биялы бия главное – это обеспечение мира и спокойствия своих подданных. Потомственный аристократ он следует этой испокон заведенной заповеди своих предков. Биялы бий был верен ей и на этот раз.

173.245.52.124


Постоянный адрес материала: http://www.gazeta.kg/85367-news.html
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Смотрите также

КОММЕНТАРИИ:
Мы в соцсетях
Курсы валют НБКР
69.1661
+0.07%
74.4953
+1.31%
1.0829
+0.16%
0.2061
-0.29%

Новости партнеров
  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
Новости партнеров