Создать аккаунт
Главная » Наука и технологии » Исследование ДНК выявило брачные обычаи загадочных средневековых всадников

Исследование ДНК выявило брачные обычаи загадочных средневековых всадников

1



Фото из открытых источников
Согласно современным записям, в 568 году нашей эры воинственные всадники из монгольских степей, называемые аварами, хлынули на травянистые равнины, примыкающие к реке Дунай, примерно на территории современной Венгрии. Вместе с другими группами из Средней Азии они сформировали новый центр силы в Европе, заставив Византийскую империю платить дань. Но они не оставили никакой письменной истории. Теперь, используя ДНК из сотен захоронений, в том числе целых аварских кладбищ, исследователи заполнили некоторые пробелы, используя данные о родстве, чтобы реконструировать модели спаривания, мобильности и даже местной политики аварцев.
 
Исследование, опубликованное в журнале Nature, является крупнейшим примером новой тенденции в исследовании древней ДНК, направленной на изучение не только отдельных людей, но и целых сообществ и семей. Он включает в себя самое длинное генеалогическое древо, основанное на ДНК, которое когда-либо было опубликовано, охватывающее девять поколений. 
 
Древняя ДНК аварских костей уже помогла прояснить вопрос о том, откуда произошли эти кочевые народы. В предыдущем исследовании исследователи показали, что многие аварцы, похороненные в Венгрии около 600 г. н.э., имели общее происхождение с людьми, похороненными в Монголии всего несколькими десятилетиями ранее, что подразумевает миграцию на большие расстояния, охватывающую более 7000 километров в течение одного поколения.
 
Но оставались другие вопросы, например, как авары организовали свое общество и адаптировали ли они свои обычаи к своему новому дому. Чтобы узнать больше, группа генетиков, археологов и историков секвенировала ДНК более чем 400 скелетов с четырех кладбищ в пределах 200 километров друг от друга; Радиоуглеродное датирование показало, что захоронения относятся к 250-летнему правлению аваров в этом регионе. Затем команда искала отношения первой и второй степени — матери и их дети, братья и сестры, тети и дяди.
 
Подход всего кладбища позволил реконструировать целые генеалогические древа, некоторые из которых насчитывали десятки людей. Древо девяти поколений простиралось от мужчины-основателя, похороненного вскоре после первого прибытия аваров, до потомка, похороненного 250 лет спустя. Общественный подход «заставил этих людей по-настоящему ожить для меня», — говорит соавтор Жофия Рац, археолог из Университета Этвёша Лоранда, которая раскопала одно из мест. «Мы обнаружили, как люди организовывали свои сообщества — этого мы никогда бы не увидели только через письменные источники или археологию».
 
ДНК также показала, что аварцы хоронили близких родственников вместе на так называемых семейных участках. «На культурном уровне это показывает, что биологическое родство было важно в этом обществе», — говорит соавтор Зузана Хофманова, генетик из Института эволюционной антропологии Макса Планка (EVA), предполагая, что аварское общество делало упор на биологическое происхождение.
 
Все мужчины, участвовавшие в исследовании, произошли от нескольких взрослых мужчин, похороненных с богатым инвентарем, которые предположительно были основателями общины. Но «все взрослые женщины являются внешними и не имеют родителей на кладбище», — говорит генетик Гвидо Ньекки-Русконе, который руководил усилиями по восстановлению генеалогических древ. Вместо этого у женщин, как правило, были дальние родственники на других кладбищах.
 
Эта закономерность соответствует практике, которую этнографы называют патрилокальностью, при которой мужчины остаются на месте, в то время как женщины покидают места своего рождения в поисках партнера. Эта закономерность также наблюдалась, среди прочего, у древних европейских фермеров. ДНК также выявила полигамию и «левиратные союзы», в которых близкородственные мужчины — братья или отец и сын — имели детей от одной и той же женщины.
 
Эта закономерность была «археологически невидимой, но благодаря генетическим данным мы можем ясно видеть роль женщин», — говорит Тивадар Вида, археолог из Этвос Лоранд и соавтор новой статьи. «Женщины объединяли разные сообщества».
 
Строгая патрилинейная система и браки с неместными женщинами, по-видимому, помогли аварцам избежать инбридинга: проанализировав ДНК сотен людей, команда не обнаружила примеров детей, рожденных от близких родственников или даже от людей, разделенных до пяти градусов. Устная традиция, вероятно, помогла аварцам сохранить чистоту родословной на протяжении веков, предотвращая браки с дальними родственниками. «Мы мало что знаем об аварском языке, но, похоже, мы знаем кое-что из того, о чем они говорили», — говорит Хофманова.
 
Исследователи даже нашли доказательства политических изменений в данных ДНК. На одном кладбище, называемом Ракоцифалва, рядом друг с другом были похоронены несколько поколений близких родственников. Затем, после 650 г. н. э., на кладбище больше не похоронено потомков по мужской линии. Вступает в брак новая мужская линия, и их потомков хоронят примерно в 100 метрах от них, и у них нет лошадей, которые обычно сопровождали мужчин в более ранних могилах, что сигнализирует о культурном сдвиге. Возможно, местный клан потерял благосклонность, например, после смены руководства. Но разрыв не полный: две части кладбища и длинное генеалогическое древо связаны сводными братьями по материнской линии. «Они соединяются через женщину», — говорит Хофманова.
 
Авары сохранили свою социальную практику, хотя другие аспекты их общества резко изменились. Например, на основе радиоуглеродного датирования и изменений в моделях поселений и захоронений археологи знают, что примерно через 50 лет после прибытия в Европу — около 626 г. до н.э., когда они потерпели громкое поражение от Византийской империи — авары отошли от вели кочевой образ жизни, селились в деревнях и выращивали зерновые культуры. Но ДНК показывает, что их патрилокальные традиции сохранились. «Несмотря на то, что они осели, они сохранили свои степные традиции социальной организации», — говорит Рац.


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт gazeta.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК