• 07:18 – Погода в Петербурге 23 мая: солнечно, до +15
  • 07:18 – «Нэшвилл» вышел в финал Кубка Стэнли, обыграв «Анахайм»
  • 07:10 – Уроженка Новокузнецка Ирина Вилкова снялась в "Полицейских с Рублевки-2"
  • 07:09 – Ситуация в Донецке и Луганске: новости, курс валют, цены на продукты, хроника событий 23.05.2017

Ученые впервые точно измерили скорость вращения черной дыры

Астрономы точно измерили скорость вращения сверхмассивной черной дыры в созвездии Рака.

Наблюдения за вспышками сверхмассивной черной дыры OJ287 в созвездии Рака позволили астрофизикам впервые очень точно измерить скорость ее вращения, что в ближайшие десять лет позволит проверить, действительно ли у черных дыр "нет волос", пишут ученые в статье в Astrophysical Journal Letters. Выдержки из которой приводит РИА Новости.

Крайне необычная черная дыра OJ287, расположенная в одной из галактик в созвездии Рака на расстоянии в 3,6 миллиарда световых лет от Земли, была открыта в 70 годах прошлого века. Наблюдения за ней раскрыли удивительный феномен – данная черная дыра периодически "взрывалась" и ее яркость повышалась в несколько раз.

Причиной этого, как выяснили астрономы уже в этом тысячелетии, является то, что OJ287 живет в центре ее галактики не в одиночестве, а в компании другой черной дыры. Она сближается с ней примерно каждые 12 лет и проходит через ее диск аккреции – "бублик" из перемолотых обломков астероидов, звездной материи и газа, вращающийся вокруг OJ287.

Наблюдая за этими вспышками, Маури Валтонен (Mauri Valtonen) из университета Турку (Финландия) и его коллеги смогли вычислить точную массу черных дыр – 18 миллиардов Солнц для OJ287 и 100 миллионов для ее невидимого компаньона, а также определить, что ось вращения меньшей черной дыры может колебаться в стороны на фантастические 38 градусов.

Используя эти расчеты, Валтонен и его коллеги предсказали, что следующая вспышка OJ287 произойдет в конце ноября-начале декабря 2015 года. Наблюдая за декабрьской вспышкой при помощи ряда оптических телескопов и космической обсерватории Swift, группа Валтонена вычислила скорость вращения более крупной черной дыры вокруг своей оси, замеряя поляризацию излучения, возникшего в ходе пролета меньшей "половинки" OJ287 через диск аккреции.

Эти наблюдения показали, что OJ287 вращается достаточно медленно – ее скорость вращения вокруг себя составляет 31,3% от максимально возможного значения, допускаемого общей теорией относительности Эйнштейна. Точное значение скорости вращения OJ287 интересно ученым тем, что оно позволит в ближайшие 10 лет проверить знаменитую теорию о том, что у "черных дыр нет волос".

Постоянный адрес материала: http://www.gazeta.kg/53711-news.html