Авторизация
 
  • 14:32 – Компания Huawei могла выпустить смартфон с дизайном iPhone X еще несколько лет назад 
  • 14:32 – В России вырастет стоимость госуслуг для автомобилистов и туристов 
  • 14:32 – В ТЦ Lunedor в Кишиневе произошел пожар 
  • 14:32 – Facebook позволили утечку персональных данных пользователей 


Историк Андрей Зубов: Нужно бороться не за религию или против нее, а за чувство человеческого достоинства


Историк Андрей Зубов: Нужно бороться не за религию или против нее, а за чувство человеческого достоинства

Сегодня Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приговорил блогера Руслана Соколовского к 3,5 года условно за отрицание существования Иисуса и пророка Мухаммеда. Его признали виновным в возбуждении ненависти, нарушении прав на свободу вероисповедания и незаконном обороте специальных технических средств. В августе прошлого года блогер разместил в интернете несколько видеозаписей. На одном из роликов он играл в Pokemon Go в Храме-на-Крови в Екатеринбурге, в других записях критически отзывался о деятельности Русской православной церкви. В частности, суд возмутил тот факт, что Соколовский наделил Иисуса Христа качествами покемона, который является «не только героем компьютерной игры и мультипликационного сериала, но и представителя бестиария». Российский историк и религиовед Андрей Зубов рассказал The Insider 

Я испытываю некоторое облегчение от того, что Соколовского хотя бы не посадили. Однако, если разбираться глубже, то произошедшее с ним — это полное безобразие. Я возмущен тем, что человека осуждают за его взгляды, за его посты в области религии, отношения к тому или иному предмету религиозной реальности.

Люди придерживаются разных взглядов, и мы в советское время боролись за то, чтобы нас – верующих людей — не сажали, не арестовывали, мы пытались отстаивать свободу совести, которая была, кстати, отражена даже в советской Конституции. И теперь, когда в России вроде бы гарантированы все основные гражданские права, человека сажают за то, что он не признает Иисуса Христа богочеловеком, то есть, отрицает его божественную природу, — это идиотизм.

Поэтому мне, как человеку церкви, человеку Русской Православной Церкви, очень хотелось бы, чтобы РПЦ выступила с осуждением этого приговора, сказала, что хотя мы очевидно не разделяем взглядов этого молодого человека и даже считаем, что они плохо влияют на его духовную суть, однако они не должны нести за собой никаких уголовных последствий.

Что вообще такое — оскорбление чувств верующих и оскорбление чувств неверующих? По моему мнению, есть понятие «хулиганство», а есть «оскорбление чести и достоинства», и этих понятий вполне достаточно. Если человек приходит в храм, где люди молятся и начинает там орать, кричать, топать ногами – это хулиганство, за это он должен быть осужден.  Равно как и если он придет не в храм, а, скажем, в ресторан, и начнет сдирать скатерть со столов и вести себя вызывающе, он тоже должен быть осужден. Хулиганство – это оскорбление чести и достоинства.

Если он будет говорить человеку: «ты верующий, поэтому ты там дурак» – это оскорбление чести и достоинства, если он будет говорить «ты таджик или армянин и поэтому ты негодяй», это тоже будет оскорбление чести и достоинства. Поэтому я бы не выделял «оскорбление чувств верующих» из всей совокупности человеческих чувств, и одинаково относился бы к оскорблению любых человеческих чувств и к унижению человеческой личности во всех ее проявлениях.

Действительно, часть общества жестко осудила поступок Соколовского, на мой взгляд, людей нужно воспитывать. Я учитель по профессии и считаю, что учить — это очень важно. К сожалению, в России люди не учатся терпимости, они не понимают, что другой человек может иметь иные взгляды, чем они сами.

Наше общество сначала жило в XIX веке, когда почти все страны в той или иной степени жили в условиях несвободы, а в XX веке оно и вовсе попало в условия тоталитарной диктатуры, когда любая иная точка зрения, кроме официальной, преследовалась. Тогда, если вы публично говорили, что вы верующий человек, вы подвергались серьезным репрессиям. Меня, например, только из-за того, что я ходил в храм, в 1985-ом году выгоняли из Института Востоковедения Академии наук. Оттуда, из тех времен, идет наша привычка к отсутствию свободы, к тому, что только власть знает, что хорошо, а что плохо. Поэтому если сейчас власть поощряет такую глупую защиту религии и чувств верующих, то многие думают: «Да, раз власть говорит, что это плохо, значит, так и есть».

Самое важное, на мой взгляд, не говорить о необходимости бороться за религию или против нее, а бороться за чувство человеческого достоинства и свободу. Человек имеет право на личное выражение своего мнения. Если на человека давят, вынуждают его следовать иному мнению, то он имеет право полное публиковать свои взгляды, объявлять их, даже в резкой и насмешливой форме. Что поделать? Это не всегда приятно, но с его взглядами надо считаться.

Мы снова возвращаемся к советской риторике, к советской трактовке человеческой сути

Несомненно, нужно одновременно воспитывать деликатность, уважение к людям, чувство того, что к иному людям надо относиться не только терпимо, но и с некоторой симпатией, не оскорбляя, в том числе, и их религиозные чувства. «Воспитание, воспитание, еще раз воспитание, а за воспитанием — наказание» — это советский путь, это путь авторитарный. Мы снова возвращаемся к советской риторике, не только этим красным знаменам на 9-е мая, а к советской трактовке человеческой сути.

Что касается роли РПЦ в преследовании неверующих, пока я не услышал ясного голоса русской церкви, осуждающего эти гонения, хотя принцип свободы заложен в идею христианства и тысячу раз любой богослов вам процитирует Евангелие, Послание апостолов, где говорится об этом: «Держу Господь, там свобода. К свободе призваны мы, братья» — это очень понятные слова христианства.

Тот факт, что за свободное выражение своего мнения, пусть не христианского, человека судят, — это, конечно, нарушение духа христианства. Пока, однако, такого ясного решительного слова со стороны церкви не звучало, и я очень надеюсь, что мой в прошлом коллега и друг Владимир Легойда, с которым мы вместе работали в МГИМО и который сейчас фактически возглавляет отдел по связям церкви и общества, ясно скажет, что позиция суда — неправильная, духовно вредная и противоположная духу христианства. 


Постоянный адрес материала: http://www.gazeta.kg/212163-news.html
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Смотрите также

КОММЕНТАРИИ:
Мы в соцсетях
  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
Курсы валют НБКР
68.5875
-0.39%
84.4655
-0.80%
1.1185
-1.15%
0.2102
-0.52%