Советские пилоты посадили лайнер Ту-124 на Неву 21 августа 1963 года


162.158.78.34
Советские пилоты посадили лайнер Ту-124 на Неву 21 августа 1963 года

55 лет назад 21 августа 1963 года советские пилоты пассажирского лайнера Ту-124 совершили экстренную посадку на поверхность реки Нева. Это решение спасло жизни 45 пассажиров и 6 членов экипажа. Данный случай не афишировался СМИ. Лишь благодаря очевидцу аварийной посадки писателю Юрию Туйску, подвиг экипажа сохранился на фотоснимке.


Причины аварийной посадки Ту-124 на Неву 21 августа 1963 года


Советские пилоты посадили лайнер Ту-124 на Неву 21 августа 1963 года


Утром 21 августа 1963 года советский самолёт Ту-124 с 45-ю пассажирами на борту вылетел из таллинского аэропорта во «Внуково». Кроме пассажиров на лайнере находились 6 членов экипажа во главе с командиром Виктором Мостовым и вторым пилотом Василием Чеченевым.

Совершив взлёт, экипаж обратил внимание, что одна стойка шасси оказалась заклинена. Причиной тому стала потеря шарового болта при разбеге на полосе. Совершить посадку в эстонской столице не представлялось возможным из-за плохой видимости, поэтому Ту-124 был направлен в ленинградский аэропорт «Пулково», для аварийной посадки на грунтовую полосу. Там самолёт уже ожидала пожарная служба и скорая помощь.

Инструкция предусматривает посадку самолёта без шасси на специальную вспаханную полосу, либо на обычную полосу, но залитую большим количеством пожарной пены. Это поможет погасить искры, вылетающие из-под металлического корпуса. Прежде чем совершать посадку такого типа, экипаж обязан сжечь максимальное количество топлива. В 11:00 по местному времени Ту-124 начал кружиться над Ленинградом, сжигая горючее. Спустя час, когда экипаж собирался отправиться в «Пулково», отказал один из двигателей лайнера. Диспетчер разрешил сократить путь через город. Через некоторое время отказал другой двигатель и самолёт начал терять высоту прямо над Исакиевским собором Ленинграда.

Аварийная посадка Ту-124 на Неву 21 августа 1963 года


Советские пилоты посадили лайнер Ту-124 на Неву 21 августа 1963 года







Теряя высоту, второй пилот лайнера Ту-124 Чеченев направил машину на Неву. В это время самолёт исчез с радаров, так как снизился до недопустимой высоты. Лайнер пролетел в нескольких метрах над Большеохтинским мостом и приводнился около Финляндского моста. Решение было принято настолько быстро, что между отказом второго двигателя и приводнением прошло только 14 сек.

Успешных посадок на воду в мировой истории единицы. Как правило, всё заканчивается трагично. В случае с лайнером Ту-124 пострадавших не было вовсе. Коснувшись речной поверхности, стойка шасси оторвалась. Самолёт коснулся воды хвостом, а затем лёг всем брюхом на Неву. Глубина в месте посадки достигала 13 м. Вода стала быстро поступать в салон. В это время, недалеко от места аварии проплывал катер. Капитан судна быстро сообразил и помог толкнуть лайнер к берегу. Все пассажиры и члены экипажа благополучно спаслись.

На следующий день затонувший самолёт оттащили к Шкиперскому протоку. Машину восстановили и отправили в пользование Кирсановской авиашколе. Ту-124 использовался как тренажёр для будущих лётчиков до 1970 года, после чего был утилизирован.

Писатель Юрий Туйск был очевидцем посадки Ту-124 на Неву 21 августа 1963 года


Советские пилоты посадили лайнер Ту-124 на Неву 21 августа 1963 года


Советский писатель Юрий Туйск в тот день находился в своей ленинградской квартире. Услышав нарастающий шум винтов, а позже увидев падающий самолёт, Юрий срочно выбежал на улицу. Вместе с толпой зевак писатель направился к Неве, где застал момент буксировки самолёта к берегу. Вернувшись домой за фотоаппаратом, Юрий Туйск запечатлел исторический момент.

Через несколько минут после аварийной посадки самолёта у берега были выставлены отряды милиции, которые не давали производить фотосъёмку и уничтожали плёнку. Однако Туйску удалось спасти свои снимки, которые были опубликованы лишь в 1996 году.

В 2018 году Юрий Туйск издал книгу «Как авиалайнер сел на Неву», посвящённую событиям 21 августа 1963 года. В ней рассказывается о дальнейшей судьбе членов экипажа, которых обвиняли в разгильдяйстве. Лишь благодаря иностранной шумихе на эту ситуацию взглянули по-другому. Мостовой умер в Израиле в 1997 году, а Чеченева не стало в 2002.

В 2009 году случился ещё один случай аварийной посадки самолёта на реку. Экипаж посадил А320 на реку Гудзон в Нью-Йорке. Об этом был снят фильм «Чудо на Гудзоне». Юрий Туйск надеется, что подвиг советских лётчиков тоже выйдет из тени.162.158.78.34

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: