Авторизация
 
  • 14:47 – Никита Кузнецов раскрыл подробности своей личной жизни 
  • 14:35 – Голая кубанская ученица Мария: «обнаженные» снимки не произвели должного эффекта 
  • 14:27 – Анастасия Волочкова опозорена на всю страну Надеждой Бабкиной: подружки стали врагами за минуту 
  • 14:24 – В верхних слоях атмосферы обнаружили горячий водород 


Изготовление ковров и сувениров у киргизов

108.162.219.117Изготовление ковров и сувениров у киргизов

Изготовление ковров и сувениров у киргизов сопровождается и поныне соблюдением ряда глубоких народных традиций. Принято, например, приступать к работе над ковром в определенные дни недели — понедельник или воскресенье. Дела, начатые в эти дни, якобы, благополучно должны и окончиться, особенно если они начаты с понедельника.

В ковроткачестве широко применяется коллективная помощь, называемая килем ашар. Ежедневно в продолжение 20—30 дней хозяину ковра помогают 5—8 мастериц. Это обычно или близкие родственники, или соседи. В течение дня коллектив работающих два-три раза устраивает перерыв, во время которого происходит угощение, организуемое хозяйкой ковра. В Алайской долине его называют кудайы (угощение с богоугодной целью). Приглашенные женщины всегда приносят с собой и передают хозяйке что-либо съестное: лепешки, боорсок (кусочки нарезанного теста, жареные в бараньем сале), каттама (сдобная слоеная лепешка, жареная в котле на масле), мясо, сахар, изюм, иногда готовое горячее блюдо (например, плов). Эти продукты складывают на большие тарелки (тавак) и завертывают в скатерть — «дастархан» (Словом «дастархан» принято называть также и приносимое угощение). С пустым дастарханом» никто не возвращается домой, хозяйка всегда наполнит его чем-либо съестным.

Довольно широко бытовал в прошлом и сохранился до наших дней обычай преподношения дорогих подарков хозяевам ковра (приводили овцу, козу, теперь обычно приносят деньги).

Вообще у народов средней Азии принято одаривать друг друга подарками, а гость никогда не уйдет с пустыми руками от добродушных хозяев. Если вы собираетесь в путешествие в солнечный Кыргызстан, рекомендуем захватить с собой несколько приятных сувениров, которые можно преподнести местным жителям в ответ на их гостеприимство. Компания Хотпринт в Минске предоставляет широкий спектр различной сувенирной продукции от брелоков до солидных бизнес-подарков.

Старые традиции в ковроделии в настоящее время в Кыргызстане сохраняют женщины пожилого возраста, обучавшиеся этому искусству с детства. Молодых мастериц насчитывается немного. Лучшие мастерицы, умеющие со вкусом воспроизвести на ковре любой узор и обучить других этому искусству, пользуются в народе искренним уважением. Их всегда стараются пригласить для изготовления ковра, за ними специально едут, как бы далеко они ни жили.

Немало ковровщиц, которые разъезжали по вызову из кишлака в кишлак. Это были своего рода бродячие ремесленники, не имевшие подчас собственного ковра. Среди них были большие специалисты. Их ставили во главе процесса производства ковра, на них возлагали организацию работы, наблюдение за всеми ее стадиями. О них сохранилось много «кошоков». Приведем «кошок» о матери:

Нет в «джуке» лучшего ковра,
Нет в доме уважаемой эне.
Ковры для «джука» ткала,
Разукрашивала юрты других она.
От двери до «тор»,
До «капшита» доходят ковры ее.
Милой моей эне нет.

Лучшие ковровщицы обычно знали не только ворсовое, но и все виды узорного ткачества. Многие из них славились и как хорошие вышивальщицы, исполнительницы узорных циновок, войлоков.
Значительный интерес представляет записанная легенда о существовании покровительницы ковроделия — пира Айым. Ее содержание таково.

Три сестры — Бюбю Айым, Бюбю Аджар и Бюбю Айша — делали ковры, вышивали их. Бюбю Айым сделала очень большой ковер, на котором были вышиты узоры, состоявшие из цветов и листьев. Созданный ею ковер был настолько хорош, что любоваться на него собрался весь народ. После этого киргизские женщины стали заниматься ковроделием, а Бюбю Айым стала их покровительницей. Перед началом работы над ковром к ней обращались с молитвой (бата), прося о помощи. При этом обращался к пиру Айым обязательно самый старший из собравшихся. После завершения работы произносили благодарственные молитвы.

Легенда о зачинательнице коврового дела интересна тем, что в ней говорится о более архаичном виде ковра — вышитом (а не тканом), содержащем растительный орнамент.

В Сузакском районе от крупной мастерицы Джумакыз Мамбеталиевой узнали о существовании среди ковровщиц другой покровительницы ковроделия — Джайсан Джуван, без обращения к которой в свое время также не начинали работу над ковром. Существование легенд о покровительницах коврового дела может быть истолковано как доказательство давности традиции ковроткачества у киргизов.108.162.219.117


Постоянный адрес материала: http://www.gazeta.kg/25492-news.html
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Смотрите также

КОММЕНТАРИИ:
Мы в соцсетях
Курсы валют НБКР
69.2439
+0.00%
73.5197
-1.59%
1.0939
+0.14%
0.2071
+0.10%

Новости партнеров
  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
Новости партнеров