Создать аккаунт
Главная » Эксклюзив » За что русские цари ссылали своих жен в монастырь
Эксклюзив

За что русские цари ссылали своих жен в монастырь

429


За что русские цари ссылали своих жен в монастырь


Царский брак на Руси считался вопросом государственной важности. Основной задачей супругов было продолжение рода, дабы династия не пресеклась. Правителям редко доводилось жениться по любви, однако и разводы происходили только в исключительных случаях, поскольку порицались русской церковью.


Расторгнуть брак со своими избранницами в российской истории осмелились три царя – Василий III, Иван Грозный и Петр I.

За что русские цари ссылали своих жен в монастырь

«Посещение царевной женского монастыря». Василий Суриков, 1912Источник: pinterest.ru

Тайна смиренной княгини



В 1490 году в семье воеводы Юрия Сабурова на свет появилась девочка, которую назвали Соломонией. Когда ей исполнилось 15 лет, при великокняжеском дворе был организован первый в российской истории смотр невест. В это время московским князем был Василий III. Он выбирал себе супругу по примеру того, как делали это императоры на родине его покойной матери Софьи Палеолог, – в Византии. Со всего государства велено было привезти на смотрины пятьсот девушек. Сначала с сотнями возможных невест знакомились представители Боярской Думы.

Отобрав из общего числа два десятка наиболее подходящих претенденток, они показывали их государю. Соломония Сабурова уступала в происхождении другим девушкам, зато смогла очаровать князя ослепительной красотой. В 1505 году Василий III преподнес ей расшитый богатыми узорами платок и кольцо, а затем пару обвенчали.

За что русские цари ссылали своих жен в монастырь


Свадьба Василия III и Соломонии СабуровойИсточник: wikimedia.org

За двадцать лет брака у Василия III и Соломонии Сабуровой так и не родился наследник. Злые языки ополчились против Соломонии, обвинив ее в бесплодии. Правитель опасался пресечения династии и решился на невиданный ранее шаг – развестись, а затем жениться на другой.

Против опрометчивого решения великого князя выступили его братья, многие бояре и церковные деятели. Однако Василий III был непреклонен: он вынудил Боярскую Думу занять его сторону, а всех недовольных сослал подальше от двора. Патриарх Иерусалимский предостерегал государя: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают…». И все же Василий Иванович настоял на своем. Его новой избранницей стала Елена Глинская, подарившая великому князю сына – будущего Ивана Грозного.
За что русские цари ссылали своих жен в монастырь


Покровский женский монастырь. СуздальИсточник: wikimedia.org

Соломония Сабурова после расторжения брака была пострижена в монахини Богородице-Рождественской обители Москвы под именем София. Затем она отправилась в Суздальский Покровский монастырь. Ее пребывание там окутано тайнами и легендами. Сразу после развода поползли слухи, что Соломония Сабурова все-таки ждала ребенка. Поговаривали, что уже в обители она родила сына, но, переживая за его безопасность, передала на воспитание в другую семью. Как сложилась судьба несостоявшегося Рюриковича, узнать невозможно.

В 1935 году по просьбе советского искусствоведа Алексея Варганова над неизвестной могилой в усыпальнице Покровского собора Суздаля сняли плиту и обнаружили маленький гроб с куклой, одетой в шелковую рубашку. Возможно, Соломония инсценировала гибель ребенка, чтобы обезопасить его в будущем. Если допустить, что эта история правдива, то монахиня и правда спасла жизнь сыну – едва ли Иван Грозный обрадовался бы наличию такого конкурента.

Семейная драма Грозного царя



Иван IV отчасти повторил судьбу своего отца. Правда, в монастырь он отправил не одну, а три жены. Царь вступал в брак семь раз, но не с каждой избранницей был счастлив. Считается, что любил он только первую жену – Анастасию Захарьину-Юрьеву. Она благоприятно влияла на царя, смягчала его нрав и предостерегала от вспышек гнева. Спустя тринадцать лет брака Анастасия скончалась при загадочных обстоятельствах. Иван Грозный тяжело переживал утрату и был уверен, что супругу отравили.

За что русские цари ссылали своих жен в монастырь


Иван Грозный с женой. Кадр из фильма С. ЭйзенштейнаИсточник: liveinternet.ru

Четвертая жена Ивана Васильевича, Анна Колтовская, в чем-то походила на Анастасию: обладая мягким и спокойным нравом, она отвлекала царя от расправ над неугодными боярами и даже способствовала отмене опричнины. Месяцы, когда она «стояла у руля» их совместной жизни, называли «бабьим царством». Увы, безмятежная атмосфера, которую Анна пыталась создать при дворе, продлилась недолго.




Через четыре месяца молодая жена чем-то прогневила государя и он, недолго думая, сослал ее в монастырь. Анна Колтовская пережила Ивана Грозного на 40 лет, застала пресечение династии Рюриковичей, трудные годы Смуты и воцарение Романовых. А вот пятая жена Ивана IV еще меньше продержалась в статусе царицы. Анна Васильчикова с самого начала походила скорее на монахиню, чем на государеву жену. Она ужасно боялась сглаза, нигде не появлялась одна и упорно не желала выходить «в свет». Спустя три месяца царь отказался жить вместе с женой, а через год приказал постричь ее в инокини Горицкого Воскресенского монастыря.

За что русские цари ссылали своих жен в монастырь


Гибель царевича Дмитрия в УгличеИсточник: ivpress.ru

В 1580 году Иван Грозный женился в последний раз – на Марии Нагой. Этот брак не был признан церковью. Свадьбу отпраздновали «узким кругом», с приближенными и придворными. Мария Нагая подарила царю сына, который вошел в историю как Дмитрий Угличский. В 1591 году десятилетний мальчик погиб вследствие несчастного случая: комиссия во главе с князем Василием Шуйским заключила, что последний сын Ивана Грозного случайно напоролся на нож во время игры, когда с ним случился эпилептический припадок.

Вскоре родится и другая версия трагических событий: смерть Дмитрия была выгодна Борису Годунову, мечтавшему основать собственную династию, и подозрения пали на него. Что касается Марии Нагой, то, ослепленная горем, она объявила виноватыми няньку царевича и еще нескольких человек, «недосмотревших» за мальчиком. Их насмерть забьет разъяренная толпа. За убийство невиновных Марию Нагую постригли в монахини под именем Марфа. Во время Смуты она «узнает» сына в Лжедмитрии I, а после смерти самозванца откажется от своих слов.

Заговор, которого не было



В 1689 году будущий российский император Петр I женился на Евдокии Лопухиной. Невесту для шестнадцатилетнего царя выбирала мать, Наталья Кирилловна Нарышкина. В надежде на то, что неугомонный сын образумится, перестанет все время посвящать военным потехам и кутежам в Немецкой слободе, она нашла для него девушку постарше. Евдокии шел двадцатый год, она была чинной и рассудительной.

Петр I не возражал против брака – точнее, ему было все равно, и происходящее он воспринимал как политическую необходимость. Отношения между супругами складывались неплохо: Евдокия родила сына Алексея, и вопрос о продолжателе династии был, казалось, решен.

За что русские цари ссылали своих жен в монастырь


Свадьба Петра I и Евдокии ЛопухинойИсточник: pinterest.ru

Со временем царь стал тяготиться браком. В 1694 году он перестал общаться с женой и не отвечал на ее письма. Пока Евдокия Лопухина все время проводила в Москве, Петр Великий был увлечен военными походами и планами масштабных преобразований. Разладом в царской чете воспользовалось московское боярство. Недовольные реформами государя потянулись к Евдокии и ее братьям. Находясь с Великим посольством в Европе, Петр I отправил поручение уговорить жену добровольно постричься в монахини. Она отказалась.

Тогда царь наскоро сформулировал обвинение: «За некоторые ее противности и подозрения». Под конвоем Евдокию Лопухину отвезли в Суздальский Покровский монастырь, однако, вопреки ожиданиям Петра I, там она встретила куда больше сочувствия, чем осуждения. В Суздале ее жалели и оберегали, понимая, что Евдокия оказалась жертвой несправедливого отношения государя. Ее брат Абрам после возвращения из-за границы стал видным политическим деятелем, которого, по словам современников, «слушали больше, чем царя». Московские бояре допускали, что во время одной из баталий Северной войны Петр Великий погибнет, и тогда престол займет Алексей Петрович, а поддержку ему окажут мать и дядя.

За что русские цари ссылали своих жен в монастырь

Евдокия Лопухина в монастыреИсточник: iknigi.net

В Покровском монастыре Евдокия тем временем жила как дорогая гостья. Она вновь оделась в мирское платье, потребовала привезти поваров, служанок и даже шута. Во время праздников бояре привозили царице подарки и клялись в верности. Неясно, как долго продолжалась бы беззаботная жизнь Евдокии Лопухиной, если бы не конфликт царевича Алексея с Петром I. После того как Алексей Петрович бежал за границу, ее стали подозревать в сговоре с ним, хотя никаких улик не обнаружили.

По приказу царя Евдокию били кнутом и отправили в куда более строгий монастырь и под неусыпный надзор. В положении государственной преступницы она прожила до 1727 года – когда после смерти Петра I и его второй жены Екатерины на престол, наконец, вступил Петр II. Юный правитель приходился Евдокии Лопухиной внуком. Монахиня решилась написать ему письмо, и вскоре Петр II не только освободил бабушку, но и поселил ее в особых палатах Новодевичьего монастыря с ежегодным содержанием на сумму 60 тысяч рублей в год.

Более того, молодой император издал указ о восстановлении ее чести и достоинства. Евдокия Лопухина пережила своего благодетеля на несколько месяцев – и скончалась в 1731 году.


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт gazeta.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК