Создать аккаунт
Главная » Эксклюзив » Мария египетская: википедия и житие, читать тропарь, день памяти
Эксклюзив

Мария египетская: википедия и житие, читать тропарь, день памяти

421


Мария Египетская – сокровище пустыни


Мария египетская: википедия и житие, читать тропарь, день памяти

Преподобная Мария Египетская — одна из самых великих святых за всю историю христианства. Не много подвижников удостоены особой чести семидневного поминовения в покаянное время Великого поста перед Пасхой. И среди них только одна женщина — преподобная Мария.

Необычна её жизнь, необычен и путь её обращения к Богу, исключителен её духовный подвиг и его плоды. Её житие на Руси было одним из любимых домашних чтений, а во время Великого поста оно ещё и целиком прочитывалось в Церкви.

С чем это связано?  Судьба Марии Египетской — один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку.

Обратите внимание

Великим постом слова о Марии Египетской обязательно звучат в храмах. Как правило, говорится о её обращении от греха, о долгом покаянии в пустыни. Но одно слово о ней запоминается как-то особенно, оно сродни хорошему иконописному образу. Это проповедь Свмч.

Серафима (Чичагова) «О призыве Божием». Наверное, не все знают об этом наставлении * , поскольку имя Преподобной Марии не вынесено в его заглавие, но посвящено оно большей частью этой святой.

И вот, в нём есть строка, ёмкая и глубокая, передающая суть её истории и одновременно позволяющая увидеть известное, как будто, в первый раз, уже не как цепочку событий, а как истинное чудо, совершённое Богом. Вот что говорит Свмч.

Серафим: «…по прошествии 47 лет старец-инок Зосима однажды встретил её в пустыне ночью, эту — из великих грешниц — великую праведницу…».


Обычно о преп. Марии Египетской говорят как о «помилованной» Богом, и это верно. Но так почувствовать и передать безмерность милосердия Божия удаётся не часто. Ведь что означают слова Свмч. Серафима, что увидел он? — Да то, что прошлого Преподобной Марии просто нет… Нет блудницы. Есть величайшая святая! Та, что вошла в рай вместе с девами.


В отношении греха «долгопомнящими» являются только человеческая душа и человеческое суждение. Божия мера иная. Для Христа нет «оставивших Его» апостолов, нет «отрекшегося от Него» Петра, нет «сочувствовавшего избиению архидиакона Стефана» Павла, а есть лишь ученики и первоверховные апостолы Пётр и Павел.

Истинное прощение, то, которому и научает нас Господь, бывает полным, навсегда изглаживающим то, что было вчера.

Оно-то и делает возможным переход кающегося человека в иное состояние; переход, который может показаться «немыслимым», «слишком щедрым» и едва ли не «мифическим» для души скупящейся: из великих грешниц — великая праведница! «Да как так?! Ведь она…» или: «Ладно, пусть она — святая, но какой страшный пример, однако!»

Да не покажется всё это утрированием или сомнительным смещением акцентов.

Важно

Однажды мне пришлось услышать в замечательной проповеди о моей святой слова неожиданные и, видимо, поспешные: «Сколько теперь в России таких вот «Марий Египетских»!» — «Сколько?» — хотелось спросить… Боль священника, принимающего сотни, если не тысячи исповедей и ещё больше переживающего за тех, кто так и не доходит до аналоя, была понятна. Это был прорвавшийся наружу «крик». Но дело-то как раз в том, что «Марий Египетских» нет…  Нет покаяния, способного вывести человека вот так, на сорок семь лет в пустыню за Иордан, поставить его на путь подвижнический, на путь крайней аскезы! И дело даже не в этом, а в том, что освятившаяся Мария, которую преп. Зосима называет «сокровищем», благословение которой он почитает для себя великой радостью и которую он страшится… не увидеть ещё раз, не может быть «типизирована» даже в малой мере как «пример для неподражания». Почему? Именно потому, что уже нет её прошлого.

Что поражает в её житии? Совершенное бесстрастие, с которым она «отдаёт» Богу при свидетельстве исповедающего её иерея свои грехи, сама её исповедь, обращённая и к нам. (Христиане первых веков каялись открыто.

) В ней нет ни малейшего оттенка самооправдания или, напротив, болезненности.

Всё совершенно, до конца, «до дна» осознанно, оплакано и изжито… Она лишь снимает с души прошлые страсти, чуть не погубившие её, как «ветошь», которая… давно не властна над ней.

При этом покаяние Марии Египетской перед священником, то есть по правилам Церкви, не имеет ничего общего с равнодушием. Она ещё раз глубоко переживает события почти полувековой давности. И преподобный Зосима с трепетом принимал исповедь… от святой.

И так, через слово Свмч. Серафима (Чичагова), житие преп. Марии открывается как устроенное Богом дело спасения человека, начавшееся ещё до его обращения, помимо его воли, через внешне, казалось бы, «случайные», обстоятельства, приведшие заблудившуюся душу к подножию Креста Господня.

Читайте также – Святая Мария Египетская — иконы жития

Красавица


…Иерусалим готовился к празднику Воздвижения Креста Господня. Множество паломников двигались по узким улочкам, чтобы приложиться к величайшей святыне — найденному царицей Еленой Кресту Спасителя.

Но даже в этой пестроте обращала на себя внимание одна египтянка. Смуглая, гибкая, как лента, с быстрым взглядом и порывистыми движениями, она не походила на христианок. Во всём её облике чувствовалась горделивость.

Она явно знала цену своей замечательной красоте.



Когда отворились ворота храма, египтянка из любопытства решила идти со всеми. После многих усилий она приблизилась к дверям храмового притвора.

Со всех сторон от неё народ свободно проникал внутрь, она же оставалась на том же месте. Попытки встать в другой поток не принесли результата. Её попросту отбрасывало, как песчинку волной. Всякий раз, когда она после долгих усилий в изнеможении достигала порога храма, происходило движение, увлекавшее её далеко назад.

Совет

Так продолжалось долгое время. Египтянка приуныла. Наконец, обессилев совершенно, она прислонилась к стене притвора. И здесь Мария Египетская вдруг ясно поняла, что всё произошедшее с ней не случайно: её не допускает Сам Господь.

Чувство это было явным и таким острым, что от ужаса в ней заговорила совесть; будто вспышка озарила всю её жизнь.

Окольные пути


Подростком, едва сформировавшейся девушкой, она сбежала от родителей и за семнадцать лет ни разу не подумала обратиться назад. В той жизни всё было слишком «прозаично», новая же, хозяйкой которой она себя ощущала, обещала свободу и счастье. Все эти годы её, как бич, гнала постыдная страсть.

Не корысть и не бедность заставляли Марию Египетскую жить среди падших, а порок, подчинивший её волю совершенно. Поводом, началом ко всему послужила гордость от сознания своей молодости и редкой красоты.

В Иерусалим её привело отнюдь не желание поклониться святым местам, и на корабль-то, плывший из Александрии, она попала случайно, не имея ни определённых планов, ни обязанностей, способных удержать человека на одном месте. Её привлекла возможность повеселиться там, где было множество молодых людей.


Ни место, куда направлялось египетское судно, ни окружение паломников не остановили её. И только в эту минуту, в притворе, она впервые ужаснулась себе от того, что поняла: Бог её видит.


Изумлённая явным знаком Божия противления и сама увидевшая себя отнюдь не прекрасной, а, напротив, нечистой и недостойной, она заплакала всё сильнее и сильнее, до отчаяния. И тут взгляд Марии Египетской упал на икону Божией Матери.

«Покров» грешных


Как противоположность ей самой — с образа сияла кроткая, одухотворённая красота. Взгляд Девы Марии, живой, проникавший в душу и различавший её движения, поразил египтянку, а полуулыбка Матери Христа подала робкую надежду.

И тогда она припала к Богородице, как к единственной, Кто, вопреки всему, непонятно, необъяснимо не гнушается ею… Несвязными, сбивчивыми были её слова, прерывавшиеся рыданиями.

Она просила только об одном — не отвергать её до конца, если возможно, просить для неё прощения у Бога, помочь ей подняться, дать ещё время для искупления прошлой осквернённой жизни. Как мать умеет понять невнятный лепет ребёнка, так распознаёт Богоматерь движения в христианской душе.

Обратите внимание

А ещё через некоторое время, уже ясно почувствовав милость Богородицы, Её отзывчивость и святое заступление, египтянка уже не как «чужая», «отвергнутая», а как дитя, нашедшееся, наконец, и ободряемое родителями, свободно прошла сквозь множество народа и не склонилась, а упала возле Распятия на Голгофе.

В эту минуту она скорее чувствовала, чем осознавала, что уже искуплена и прощена, что на этом самом месте Господь понёс все её грехи. Надо только отречься от прежней жизни и стать достойной Его, не предать и не забыть этого уже никогда…

Долго молилась она ещё перед иконой Богоматери, благодаря свою Заступницу и Поручительницу и обещая исправить жизнь, пока не услышала голос: «Если перейдёшь через Иордан, то найдёшь себе полное упокоение».

Уповая на помощь Богоматери и всё ещё видя перед собой Её Лик, египтянка, не теряя молитвы, как нити, соединившей её с Небом, целый день без отдыха шла к Иордану. Случайный прохожий, увидев лицо, распухшее от слёз, подал ей три монеты, на которые она купила себе три хлеба.


Помолившись в церкви Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, умывшись в Иордане, она вернулась в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Сон на голой земле не показался ей утомительным. Чуть свет, отыскав брошенную лодку, она переправилась на другой берег. Перед ней была безлюдная пустыня.


Затем она скрылась от человеческих глаз… Старое платье, да два с половиной хлеба в руках…

Читайте также – По пути Марии Египетской (фото)

Преображение


Господь, выведший Марию Египетскую из мира, устроил и то, что старец, монах Зосима, удалившийся на время Великого поста в заиорданскую пустыню, стал изумлённым свидетелем её подвига.

Скрытый «отшельник», тенью промелькнувший мимо него в пустыне, был чёрен от палящего солнца, неимоверно худ, волосы его были короткими, скатанными, как войлок, и белыми, как снег. Завидев старца, пустынник бросился бежать и остановился, лишь вняв его мольбам.

Попросив у монаха часть одежды, чтобы прикрыть тело, человек обратился к нему, назвав по имени… Никто не мог бы узнать в этом почти бесплотном существе, найденном отцом Зосимой, прежнюю красавицу-египтянку. И тогда-то старец выслушал самую поразительную в его жизни исповедь.



Он принимал её уже не от грешницы — многие годы покаяния и борьбы со страстями в безлюдной пустыне смыли и следы греха, — от души просвещённой, вошедшей в меру полноты Христовой и по смирению считавшей себя худшей из людей! Грех её был всегда перед нею.

А между тем, научаемая Святым Духом неизвестная миру подвижница не только знала имя отца Зосимы, но и место, откуда он пришёл, знала и о нестроениях в его монастыре. Она без ошибок приводила слова Святого Писания и строки из псалмов, никогда не учившись грамоте.

И, наконец, старец своими глазами увидел, как на молитве она приподнялась над землёй.

Важно

Ровно через год, как они условились, старец пришел к Иордану со Святыми Дарами, чтобы причастить её, и стал свидетелем чуда.

Осенив воды реки крестным знамением, святая перешла к нему по реке с другого берега, как посуху, и, приняв Дары, удалилась вглубь пустыни. Повинуясь её просьбе, отец Зосима вновь пришёл на место их первой встречи через положенный срок и нашел её уже умершей.

На твёрдой, как камень, земле было начертано имя Рабы Божией — Мария, и время упокоения — это был день её последнего земного причастия.

Отчаявшиеся, запутавшиеся в жизненных обстоятельствах люди прибегают к её молитвам. Её пример указывает условия спасения — искреннее сердечное покаяние, упование на помощь Господа и Богоматери и твёрдое решение положить предел греховной жизни. У икон преподобной Марии Египетской обычно множество свечей.

Сколько слабых, отверженных, презираемых человеческих душ обретает у её образа ясное понимание того, что Богу ненавистен только грех, и любой человек, отвратившийся от зла, становится дорогим чадом Божиим, о котором «на Небе больше радости», чем о не имеющем нужды в покаянии.

Примирившись с Богом, душа вновь обретает утраченное достоинство и подобие Своему Создателю, а с ними мир и спасение.

Читайте также



  • Бацилла блуда и Мария Египетская

  • Мария Египетская. Рыба, вытащенная из воды


Видео о святой Марии Египетской


Преподобная Мария Египетская


Мария египетская: википедия и житие, читать тропарь, день памяти



Память преподобной Марии Египетской совершается в Православной Церкви 14 апреля по новому стилю, а также в пятое воскресенье Великого поста (17 апрели в 2016 году).

Жизнеописание преподобной Марии Египетской

Когда мы читаем жития святых, то видим, что многие из них уже с первых лет своей жизни отличались от окружающих их людей и были особо отмечены благодатью Божией.

Однако были и такие святые, которые пришли к Богу нелегким путем, проведя начало своей жизни не по-христиански, благодаря чему их подвиг становиться особо ценным и делает этих угодников Божиих в наших глазах образцом для подражания.

Совет

Таким примером служит для христиан преподобная Мария Египетская, память которой Православная Церковь совершает в дни Великого поста: это не является случайным, поскольку пост – особое время для покаяния и осмысления своей жизни.Мария жила в V веке в Египте.

Житие святой повествует о том, как она в совсем юном возрасте покинула родной дом и поселилась в Александрии, где зарабатывала себе на жизнь блудом. Однажды она увидела паломников, которые отправлялись в Иерусалим и решила последовать вместе с ними.

Прибыв в город, Мария хотела зайти вместе с другими богомольцами в храм Гроба Господня, но какая-то неведомая сила не давала сделать ей это, словно выталкивая из церкви. Мария была испугана этим, увидев в таком чудесном явлении гнев Божий на нее, и стала молиться Божией Матери, прося о помощи.

После молитвы она смогла войти в храм и, когда стала благодарить Царицу Небесную, то явственно услышала голос, повелевавший ей идти жить и спасаться за Иордан. Спустя несколько дней Мария причастилась и покинула Иерусалим для отшельнической жизни в пустыне, где она провела 47 лет до самой смерти.


В житии рассказывается о том, что первые 17 лет жизни в Египетской пустыне были особенно тяжелыми для преподобной Марии, так как воспоминания о прошлых годах мучили ее, но память о данных ей обетах и желание спасения удерживали подвижницу от соблазна вернуться в мир.Спустя много лет святую встретил старец Зосима, который хотел провести время Великого поста в уединении.


Согласно житию, он увидел, какой святости достигла преподобная Мария Египетская: во время молитвы она поднималась от земли. Так как одежды, в которых она пришла в пустыню, совершенно истлели, то Зосима отдал ей свой плащ. Святая попросила его прийти к ней через год, чтобы причаститься перед смертью, и старец Зосима выполнил ее просьбу. Когда же он пришел в пустыню спустя еще один год, то увидел лежащее на земле тело усопшей святой и начертанную рядом с ним надпись, в которой преподобная Мария просила похоронить ее, что и было выполнено монахом. Когда Зосима вернулся в монастырь, то поведал братии о подвиге святой, и ее житие было записано.

День памяти святой Марии Египетской в богослужении

В четверг пятой недели Великого поста совершается служба, во время которой вместе с покаянным каноном святого Андрея Критского читается житие преподобной Марии Египетской, благодаря чему эта служба получила в народе название «Мариино стояние». Воспоминание о подвиге великой святой в дни поста очень важно, поскольку она дает верующим образец истинного покаяния и полного изменения своей жизни от греха к святости.

Икона Марии Египетской

Существует несколько иконописных вариантов с изображением святой Марии Египетской. Нередко на иконах центральный образ святой окружают клейма с описанием ее жития.

Обратите внимание

Также распространены композиции, на которых преподобная Мария изображается вместе со старцем Зосимой, приходившим к ней в пустыню.

Кроме того, есть иконы с изображением святой, молящейся Христу или Пресвятой Богородице.

Тропарь, глас 8:

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух Твой.

Кондак, глас 3:

Блудами первее преисполнена всяческими,/ Христова невеста днесь покаянием явися,/ Ангельское жительство подражающи,/ демоны Креста оружием погубляет./ Сего ради Царствия невеста явилася еси,// Марие преславная.

Величание:


Ублажаем тя, / преподобная мати наша Марие, / и чтим святую память твою, / наставнице монахинь / и собеседнице Ангелов.


Молитва:

О великая Христова угоднице, преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребыв ающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли, спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающии. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящим – утешение, недугующим – исцеление, падшим – возстание, заблуждщим – укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам -заступление и отшедшим от сего жития – вечное упокоение, всем же нам в день страшнаго Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии мира услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.

Житие преподобной марии египетской (день памяти — 14 апреля)


Мария египетская: википедия и житие, читать тропарь, день памяти



Многие святые с юных лет сияли добродетелями и сохраняли душевную чистоту на всю жизнь. Но были и такие, что совершили много грехов, но потом искренно покаялись, попросили у Бога прощения и по милости Божией не только были прощены, но и сподобились великой благодати.

https://www.youtube.com/watch?v=XHCcm6YmJXI

Преподобная Мария Египетская родилась в христианской семье, но она не слушалась своих маму и папу, вела себя очень плохо и двенадцати лет от роду убежала из дому и без родительского присмотра впала в самые тяжкие грехи. Семнадцать лет после этого прожила Мария в беззакониях, но милостивый и долготерпеливый Господь, который никому не хочет погибели, призвал ее к покаянию.

Благодать коснулась сердца Марии и Правда Божия осветила ее душу. Она стала горько плакать, вздыхать из глубины сердца и так молиться Пресвятой Богородице:

“О Владычица Дева, рождшая Бога плотию! Праведно, если Твоя чистота погнушается и возненавидит меня, грешницу. Но я слышала, что рожденный Тобою Бог для того и воплотился, чтобы призвать грешников к покаянию. Приди же ко мне, оставленной всеми, на помощь! Я отрекусь от мира и его соблазнов и пойду туда, куда поведешь меня Ты, поручительница моего спасения”.

Богородица ответила ей:

“Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное упокоение”.

Тогда Мария воскликнула: “Владычица Богородица, не оставь меня!” — и удалилась в пустыню. Там Мария семнадцать лет терпела голод и жажду, жару и холод и боролась со своими страстями и нападениями бесов. День и ночь она плакала и молилась Пресвятой Богородице, и действительно, Богородица помогала ей и руководила в покаянии.

Важно

Наконец покаяние бывшей грешницы совершилось: сила Божия во всем преобразила ее душу и тело, прекратились телесные страдания, страсти умерли и бесы навсегда отступили от преподобной. Кроме того, Мария обрела у Бога великие дары: прозрения, пророчества, чудотворения и премудрости. В таком состоянии преподобная прожила в пустыне еще тридцать лет,молясь за весь мир.

Тогда Господь, чтобы прославить верную рабу свою, послал к ней преподобного Зосиму, которому она и рассказала о своей жизни, совершив при нем немало чудес.

Еще через год Зосима вновь пошел к преподобной, чтобы причастить ее Божественных Тайн, но не мог переправиться через Иордан. Тогда Мария сама перешла к нему, идя по воде, как посуху.

Причастившись Святых Христовых Тайн, преподобная Мария в ту же ночь преставилась ко Господу и ныне со всеми святыми ликует у престола Святой Троицы.

Молитвами преподобной Марии Египетской да дарует Господь и нам истинное покаяние и да приимет нас в вечное Царство Свое. Аминь.

священник Константин Островский

Новости


Мария египетская: википедия и житие, читать тропарь, день памяти



Главная Новости

Страницы: 1 2 3 4 5 … 70

Вечер памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в Сретенском монастыре Сретенская семинария 5 февраля 2019 года исполнится 13 лет со дня кончины знаменитого и почитаемого по всей России старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В этот день в Сретенском монастыре состоится вечер памяти отца Иоанна.

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с генеральным секретарем Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) пастором доктором Олафом Фюксе Твейтом Пресс-служба Сретенской духовной семинарии В продолжение встречи были затронуты актуальные темы межхристианского сотрудничества.

Сотруднику Сретенской духовной семинарии Константину Муратовичу Джусоеву вручена памятная медаль «За труды на ниве духовного образования» Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Сотруднику Сретенской духовной семинарии Константину Муратовичу Джусоеву Высокопреосвященнейшим Ростиславом, Митрополитом Томским и Асиновским, была вручена памятная медаль «За труды на ниве духовного образования»Курсы итальянского языка открылись в Сретенском просветительском центре Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Инициаторами и создателями языковых курсов стали сами участники и слушатели просветительского центраВсероссийская научно-практическая конференция молодых богословов по исследованию наследия святителя Феофана, затворника Вышенского Лариса Маршева 28 января 2019 года, в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений в Издательском совете Русской Православной Церкви состоялась Всероссийская научно-практическая конференция молодых богословов по исследованию наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского, организатором которой выступает Издательский совет Русской Православной Церкви.Interpretatio как актуальная проблема канонического права Протоиерей Александр Задорнов В Римском праве существует понятие interpretatio, иначе говоря, комментирование, о котором уместно говорить также применительно к современной Православной Церкви.Сретенская семинария приняла участие в конференции в рамках XXVII Международных Рождественских чтений Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Хор Сретенской семинарии выступил в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Международная конференция «Перспективы и возможности развития всецерковного православного молодежного движения (ВПМД)» открылась выступлением хора Сретенской духовной семинарии.Учебный комитет Русской Православной Церкви провёл ряд мероприятий, по совершенствованию учебного процесса и воспитательной работы в духовных учебных заведениях Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Мероприятия прошли 28 января в Андреевском монастыре в рамках Рождественских Чтений по направлению «Духовное образование в Русской Православной Церкви и духовно нравственное воспитание в высшей школе».Сретенская семинария поздравляет преподавателя Константина Владимировича Норкина с тридцатилетием! Сретенская семинария 27 января 2019 года сотруднику Сретенской духовной семинарии, преподающему древнегреческий язык, Константину Владимировичу Норкину исполнилось тридцать лет.Прообразы и пророчества Евхаристии в исторических книгах Ветхого Завета и Псалтири Ярослав Мордовцев В книгах Ветхого Завета содержится немало пророчеств и прообразовательных слов о Евхаристии, ибо это таинство является самым главным таинством новозаветных времен.Встреча первая. Опыт духовной жизни Оптинских старцев Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) 21 января 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Московского подворья Оптиной пустыни, провел встречу на тему: «Опыт духовной жизни Оптинских старцев. Преподобные Моисей, Антоний, Лев, Амвросий».В Сретенской духовной семинарии начался второй семестр 2018/1019 учебного года. Пресс-служба Сретенской духовной семинарии Семинаристы вновь собрались в стенах Сретенской духовной семинарии, чтобы с новыми силами продолжить получение богословского образованияПоместный собор или собор Поместной Церкви? Протоиерей Александр Задорнов Участие мирян в управлении Церковью остается одним из наиболее актуальных вопросов в современной жизни РПЦ. Что следует понимать под «соборностью» Церкви? Насколько соответствует современная практика проведения Поместных и Архиерейских соборов каноническому наследию древней Церкви? Над этими и другими вопросами рассуждает протоиерей Александр Задорнов.Для чего нам церковнославянский: дискуссии о богослужебном языке на рубеже XIX-XX вв. Валентин Фролов В настоящее время часто слышны призывы перевести богослужение Русской Церкви на родной язык. Существует множество разных мнений, и прежде, чем браться за этот вопрос, стоит обратиться к опыту дискуссий прошлого.




Страницы: 1 2 3 4 5 … 70

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Хор Сретенской духовной семинарии – Тропарь велмуч. Федору Тирону. 2 глас. Зосимовой пустыни. Запись с богослужения



Хор Сретенской духовной семинарии – Ныне силы небесныя (Г.Ф. Львовский). Запись с богослужения



Хор Сретенской духовной семинарии – Ипакои Кресту. в обр. архм. Мафтфея. Запись с богослужения



Где наша «пустыня» покаяния?


Мария египетская: википедия и житие, читать тропарь, день памяти



Общий смысл недели преподобной Марии

Благодать Божия всегда рядом; но мы не всегда отзываемся, как отозвалась Мария; как она отозвалась на ужас, охвативший ее, когда она осознала себя и, вместе, святость, красоту, цельность и целомудрие Матери Божией, и на всё, на всё она была готова, ради того чтобы переменить жизнь. И так год за годом, в посте, в молитве, в отчаянном одиночестве среди пустыни она сражалась со всем злом, накопившимся в ее душе. Ее святой образ должен стать для христиан призывом для чистой покаянной жизни в преддверии праздника Пасхи.

Краткое житие преподобной Марии Египетской

Преподобная Мария родилась в Египте. На двенадцатом году жизни она бежала из родительского дома в город Александрию, где предалась безудержному и ненасытному любодеянию и заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Так продолжалось 17 лет, и казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от нее Свое милосердие. 

Однажды Мария увидела на берегу моря толпу людей, которые собирались плыть на кораблях в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Отнюдь не из благочестивых побуждений, но просто желая развлечься, она упросила взять и ее, причем вела себя в пути вызывающе бесстыдно.

Совет

По прибытии в Иерусалим Мария пошла за народом в церковь, но войти в нее не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала ее и не пускала внутрь. После нескольких безуспешных попыток Мария отошла в угол церковной паперти и задумалась.

Взгляд ее случайно остановился на иконе Пресвятой Богородицы – и вдруг, потрясенная, она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Свет Божий коснулся ее сердца – она поняла, что в церковь не пускают ее грехи.

Долго и усердно молилась Мария Пресвятой Богородице, долго умоляла позволить ей войти в церковь и увидеть Крест, на котором пострадал Иисус Христос. Наконец ей показалось, что молитва ее услышана. Дрожа от волнения и страха, подошла Мария к церковным дверям – и на этот раз беспрепятственно вошла внутрь.

Там увидела она Животворящий Крест Господень и поняла, что Бог готов простить кающихся. Она снова возвратилась к Иконе Пресвятой Богородицы и обратилась к Ней с мольбой указать ей путь к покаянию.

И тут она услышала как бы далекий голос: «Иди за Иордан, там обретешь покой для души твоей». Мария немедленно отправилась в путь, добралась до реки Иордан, переправилась на другой берег и удалилась в глубину пустыни Иорданской. Здесь, в пустыне, она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь одними кореньями.


Первые 17 лет ее одолевали блудные помыслы, и она боролась с ними, как с лютыми зверями. Претерпевая голод и холод, она вспоминала пищу и вина, к которым привыкла в Египте, веселые песни, которые пела когда-то; но более всего ее одолевали блудные помыслы и искусительные образы.


Мария умоляла Пресвятую Богородицу избавить ее от них, падала ниц на землю и не вставала до тех пор, пока в душе ее не совершалось покаяние,- тогда в нее проникал Небесный свет, и она вновь обретала покой. Через 17 лет искусы ее оставили – наступили годы сосредоточенного и отрешенного покоя.

Наконец Богу угодно стало явить миру необычный подвиг покаявшейся грешницы, и позволением Божиим Марию встретил в пустыне старец Зосима, инок соседнего монастыря, удалившийся сюда для аскетических подвигов.

К этому времени вся одежда на Марии истлела, но старец покрыл ее своим плащом. Подвижница поведала ему всю свою жизнь, попросив никому о ней не рассказывать и прийти к ней через год на Великий Четверг со Святыми Дарами, чтобы она могла причаститься. На следующий год, исполняя просьбу Марии, старец Зосима взял Св. Дары и отправился к Иордану.

Обратите внимание

На другом берегу он увидел Марию, которая, подойдя к реке, осенила воду крестным знамением и спокойно пошла по ней. С благоговейным трепетом смотрел старец на идущую по воде святую. Выйдя на берег, Мария преклонилась перед старцем и попросила его благословения.

Потом выслушала «Верую» и «Отче наш», причастилась Христовых Тайн и произнесла: «Ныне отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему с миром!» Потом попросила Зосиму исполнить последнюю ее просьбу: прийти через год на то место, где он встретил ее впервые. Через год старец вновь отправился на то место, где спасалась Мария, но нашел ее там уже почившей.

Она лежала на земле, сложив руки, как на молитве, и обратив лицо на Восток. Рядом с ней на песке было начертано: «Отец Зосима, погреби тело смиренной Марии, умершей 1 апреля. Верни прах праху». Со слезами и молитвами старец предал земле великую подвижницу и возвратился в обитель, где поведал инокам и игумену все, что услышал от преп. Марии.  Преп.

Мария Египетская скончалась в 522 г. На первой и пятой неделях Великого поста читается покаянный канон св. Андрея Критского с присоединением молитвенных стихов о Марии Египетской.


Великопостное назидание


Сегодня с «четырех концов земли» раздаются жалобные пени, сетования, дескать, нет ныне великих отцов духовных, истинных путеводителей к райской жизни, сердобольных и долготерпеливых пастырей, почему и спасение души стало страшно затруднительным делом! «Эх, был бы, у меня батюшка, одаренный всесторонне духом Божиим, – говорит в нас мирское сознание, – был бы он, как маяк пресветлый, как было бы мне отрадно, как радостно стало бы потихоньку спасаться под его каменным непечальным основанием!» Можно всю жизнь провести в подобных романтических поскуливаниях и ни на шаг не приблизиться к вратам Царства Небесного. Вспомним заиорданское житие Марии, названной по месту подвига – Египетской.



Она жительница Александрийского мегаполиса, оставив родителей в несовершеннолетней юности, семнадцать лет жила разгульной темной жизнью, не вспоминая ни о Боге, ни о Церкви.

Однажды прибыв с группой паломников в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, чуть ли не ради смеха, Мария устремившись в потоке человеческих тел в храм Гроба Христова, была дважды не допущена ангельской силой в храмовые двери.

Она затрепетала, заплакала и стоя у открытых дверей, видя в глубине центрального предела  сияние Креста,  взмолилась Матери Божией и молитва «блудной дочери»  была услышана Пречистой Девой. Мария вошла в   храм. Она поклонилась Кресту Воскресшего Сына Божьего,  удостоившись духовного вразумления.

Важно

Ей открылась у крестного подножия, среди толкотни и праздничной суеты, Тайна Божия, что Сын Человеческий свидетельствует, вопиет к ней Своими Страданиями, Смертью и Крестом, что она не ошиблась, Он действительно взял с Собою на Крест все ее безмерные грехи, что она, раба Божия Мария, прощена и искуплена Его Кровью, что отрекшись навсегда от своей порочной жизни она предстанет перед Ним не блудницей, а невестой Христовой.

Из храма гроба Господня бывшая грешница Мария вышла другой и по благословению  Богоматери, сокрылась на сорок семь лет в страшной Иорданской пустыне.

Почти двадцать лет, по свидетельству самой Марии, она «боролась со страстями как с диким зверьем», а остальные годы провела в суровых беспримерных подвигах воздержания и молитвы.

По прошествии чуть ли не пятидесятилетних духовных трудов, ей по промыслу Божьему, встретился  в пустыне старец Зосима, проводивший там великопостный искус перед Пасхой, как и многие его собратья-монахи в то время. Зосима увидел преподобную молившуюся «на воздусе», в некотором отдалении от земли.

Она окликнула его по имени, поведала о  своей пустынной жизни и попросила причастить ее Тайн Господних в будущий Великий пост.

Вернувшись через год, старец Зосима причастил святую Марию запасными Дарами и был удостоен видения чуда: преподобная, чтобы приблизиться к нему,  перешла реку Иордан, как по асфальту. Мария  попросила старца встретиться с ней на том же самом месте в следующую Пасху.

Зосима исполнил обещание, но нашел преподобную уже скончавшейся.

Пока старец стоял в недоумении, как ему без лопаты погребсти честное тело Марии, из горячих недр пустыни внезапно выбежал огромный лев, облизал пятки усопшей, вырыл когтями могилу и так же молниеносно скрылся. Чудеса эти были дарованы Зосиме не просто так, они знаменовали, что Мария удостоилась Божьего прощения за свои грехи и осталась верной дочерью Церкви Христовой.

Итак, бывшая блудница закончила свое земное странствие святой подвижницей. Кто ее учил в пустыне из людей? Какой батюшка преподал ей истинные основы веры и спасения? Никто и никогда! За сорок семь лет пустынного жития она не встретила ни одного человека! Когда, выйдя из храма, Мария пересекла реку Иордан:

– она не знала ни строчки из Священного Писания

– учения Церкви о Боге, о мире и о человеке было для нее пустым звуком

–  она совершенно ничего не ведала о глубокой сердечной молитве

– рядом с ней не было опытного духовного наставника

– ни единого раза она  не исповедовалась за все 47 лет

– Тайны Господни были для нее недоступны

– Никто ее не утешал и не поддерживал в борениях со страстями

Она была одна все десятилетия своей таинственной подвижнической жизни. И, однако, сумела достичь многого. Вспомним несколько эпизодов из ее жития в авторитетном изложении святителя Дмитрия Ростовского с небольшими сокращениями.

«Когда авва Зосима услышал, что и от Священного Писания говорит на память святая подвижница – от книг Моисея и Иова и от псалмов Давидовых, – тогда спросил преподобную: “Где, мать моя, научилась ты псалмам и иным Книгам?” Она улыбнулась, выслушав этот вопрос, и отвечала так: “Поверь мне, человек Божий, ни единого не видела человека, кроме тебя, с тех пор, как перешла Иордан. Книгам и раньше никогда не училась, ни пения церковного не слышала, ни Божественного чтения. Разве что Само Слово Божие, живое и всетворческое, учит человека всякому разуму ( Кол. 3, 16; 2 Пет. 1, 21; 1 Фес. 2, 13). Впрочем, довольно, уже всю жизнь мою я исповедала тебе, но с чего начинала, тем и кончаю: заклинаю тебя воплощением Бога-Слова – молись, святой авва, за меня, великую грешницу».

«Наконец преподобная пришла и стала по ту сторону реки. Радуясь, преподобный Зосима поднялся и славил Бога. Ему пришла мысль: как она сможет без лодки перебраться через Иордан? Но преподобная, крестным знамением перекрестив Иордан, быстро пошла по воде.

Когда же старец хотел поклониться ей, она запретила ему, крикнув с середины реки: “Что творишь, авва? Ведь ты – иерей, носитель великих Тайн Божиих”. Перейдя реку, преподобная сказала авве Зосиме: “Благослови, отче”. Он же отвечал ей с трепетом, ужаснувшись о дивном видении: “Воистину неложен Бог, обещавший уподобить Себе всех очищающихся, насколько это возможно смертным.

Слава Тебе, Христе Боже наш, показавшему мне через святую рабу Свою, как далеко отстою от меры совершенства”.  После этого преподобная просила его прочитать “Верую” и “Отче наш”.

Совет

По окончании молитвы она, причастившись Святых Страшных Христовых Таин, простерла руки к небу и со слезами и трепетом произнесла молитву святого Симеона Богоприимца: “Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое”, которую совершенно не знала до прихода в пустыню». 

Старец Зосима « сомневался, угодно ли будет преподобной, если он погребет ее. Только он это помыслил, как увидел, что у главы ее начертано: “Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери”. 

Прочитав эту надпись, авва Зосима удивился сначала, кто мог сделать ее, ибо сама подвижница не знала грамоты. Но он был рад наконец узнать ее имя.

Понял авва Зосима, что преподобная Мария, причастившись Святых Тайн на Иордане из его рук, во мгновение прошла свой дальний пустынный путь, которым он, Зосима, шествовал двадцать дней, и тотчас отошла ко Господу. 

Духовный путь преподобной Марии удивителен и непостижим.


Как она без всякого спасительного руководства, без малой толики церковных обрядов и Таинств, без чтения святоотеческих книг и догматического учения, смогла очистить свое потемневшее сердце и взойди, как голубка Христова на Небеса Божьи? С древнейших времен Церковь воспевает ее подвиг и пятую неделю Великого поста целиком посвятила его воспоминанию. Преподобный Андрей Критский в Великом каноне радуется о преподобной: «Чудо новое видев, ужасашеся божественный в тебе воистину, мати, Зосима: ангела бо зряше во плоти, и ужасом весь исполняшеся, Христа поя во веки». 


Простой анализ жития преподобной Марии немного приоткрывает нам  ее сокровенный путь в Царство Небесное. В нем можно определить несколько составляющих:

– благословение Божье в начале духовного подвига

– полный отказ от прежней греховной жизни и привычек

– бесстрашное погружение в новую бытийную реальность

– глубочайшее смирение во всех земных обстоятельствах

– плач о своих грехах перед Богом

– «бескровное мученичество» сурового аскетического подвига

– надежда на прощение и милость Божию

– решимость претерпеть все, что будет ниспослано Христом, для исцеления от страстей и грехов.

Разумеется, это далеко не полный перечень духоводительской практики святой Марии, но думаем, что основные столпы ее спасительно пути мы обозначили.

А что же есть у нас, современных православных людей из спасительного арсенала по сравнению с преподобной? У нас есть все: храмы, духовные учителя, достойные пастыри, святоотеческое наследие во многих томах, возможность регулярной исповеди и частого  причащения Тайн Господних, паломнические поездки по святым местам, Священное Писание, молитвословы, красные углы с иконами, четки, освященное на честных мощах маслице, богослужебный устав и благодатные церковные службы, великие праздники, воскресные школы для детей и взрослых, богословские курсы, древние монастыри, святые источники, крещенская вода, Пасхальный артос, свечи, просфорки  и многое-многое другое, о чем преподобная Мария не могла и мечтать! Однако, нам всей этой великой сокровищницы благодати и опыта «маловато будет», как герою одного остроумного мультфильма, нам все «чего-то такого не хватает» для спасения души! Чего не хватает-то на самом деле? Решимости и мужества идти за Христом до «победного конца!» Сын Божий нисколько не изменился со времен «Марииного стояния», он «всегда один и тот же яко Бог», и в силах исцелить каждого из нас от страстей и греховных навыков подобно тому, как Он полностью исцелил и пересоздал благодатью преподобную Марию Египетскую. А где же наша “пустыня”? Куда же нам идти “за Иордан”? В сердце, в сердце скудном и жарком наша “внутренняя пустыня”, как учат Святые Отцы.

Святой: Мария Египетская


Мария египетская: википедия и житие, читать тропарь, день памяти




Преподобная Мари?я Еги?петская (в старообрядческом написании — Ма?рия Еги?птяныня; ? — 522 год) — христианская святая, считается покровительницей кающихся женщин.

Память совершается в Русской православной церкви 14 апреля (1 апреля по старому стилю) и пятую неделю (воскресение) Великого поста, в католической церкви 3 апреля.

Мария Египетская почитается также Англиканской церковью.



Первое житие преподобной Марии было написано Софронием Иерусалимским, а канон Симеоном Метафрастом. Многие из мотивов жития Марии Египетской оказались перенесены в средневековых легендах на Марию Магдалину.

Марии Египетской посвящено множество храмов, в храме Гроба Господня в Иерусалиме имеется часовня в честь святой Марии Египетской, построенная на месте её обращения.


Жизнеописание


Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей. Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату».

В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту.

Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей — «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Обратите внимание

Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Первые 17 лет Марию преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни:

После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».

Встречи с аввой Зосимой:

Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил Марию, которой отдал половину своего гиматия, чтобы прикрыть наготу.

Он увидел, как во время молитвы она поднялась на локоть от земли, и цитирует чудесным образом узнанные ею тексты Писания. Исполненный благоговения Зосима попросил Марию рассказать ему о своей жизни.


Рассказав ему всё, Мария попросила Зосиму через год вернуться и причастить её, однако сказала не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.


Через год, как и сказала Мария, Зосима по причине болезни не смог, следуя монастырскому уставу, покинуть монастырь и только в Великий четверг, взяв Святые Дары пошёл на берег Иордана.

Там он увидел идущую по другому берегу Марию и думал, как она сможет перейти реку не имея лодки, но Мария пошла по воде, как по суше и подошла к изумлённому Зосиме, который причастил её.

Мария попросила Зосиму через год прийти на первое место их встречи и потом опять перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню.


  • Третья встреча — погребение преподобной Марии


По просьбе Марии Зосима возвращается ровно через год на место их первой встречи и видит тело святой, лежавшее на песке, а рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху.

Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн
». Зосима понимает, что после того как год назад он причастил преподобную, она чудом перенеслась в это место, куда он шёл 20 дней, и умерла.

Не зная, как вырыть могилу, он видит рядом льва, которому он сказал: «Великая подвижница повелела мне погрести её тело, но я стар и не могу выкопать могилы; нет у меня и орудия для копания, а обитель далеко, не могу скоро принести его оттуда.

Важно

Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело преподобной
». Лев исполнил повеление Зосимы, и тело преподобной Марии Египетской было погребено в песках.

Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал другим монахам о подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Это предание передавалось в устной форме до тех пор, пока не было записано в VII веке Софронием Иерусалимским.

Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния. Считается, что по молитвам к преподобной Марии, верующие могут избавляться от блудной страсти.


Богослужебное почитание Марии Египетской



«Марьино стояние»


Православное богослужение утрени четверга пятой седмицы великого поста получило в народе название «Мари?ино или Ма?рьино стояние» (в некоторых областях Украины носит название «Андреево стояние») по причине чтения за этой службой жития преподобной Марии, которое разделяется пением Великого канона Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона прп. Марии Египетской. Тропари канона преподобной добавляются также к Покаянному канону Андрея Критского в среду и четверг первой седмицы Великого Поста. Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три «метания» — крестных знамений с небольшим поклонением. Из-за этого в прежние времена можно было услышать «Идём на поклоны». Так как канон Андрея Критского чрезвычайно важен именно в качестве Покаянного, то его сочетание с чтением жития преподобной Марии, (почитаемой церковью как образец истинного покаяния), является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.

Данная служба является очень продолжительной и особенно величественно проходит у старообрядцев, которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания (старообрядцы понимают «метания» как земные поклоны) о земных поклонах во время богослужения.


Православные молитвы


Тропарь (восьмой глас): В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Тем же и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Кондак (четвёртый глас): Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

Молитва: Услыши недостойную молитву нас, грешных, избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь; и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.


В искусстве


В западноевропейском искусстве изображений Марии Египетской практически нет, так как большинство художников направляло свою энергию на изображение Марии Магдалины по тем же сюжетам.

Обратная ситуация в иконописи — в то время, как тип икон Магдалины практически не разработан, Марию Египетскую (как отшельницу, в рубище) изображали охотно, как одну, с житием, так и вместе с другими святыми.

В русской иконописи середины — второй половины XVII века получили распространение патрональные иконы с изображением Марии Египетской и Алексия, человека Божия — небесных покровителей царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Милославской.

Милославская считала ее своей небесной покровительницей, и культ Марии стал более важным в период ее жизни. Единственным храмом преподобной Марии в Москве в XVII веке была церковь на Сретенке.

«С 1648 года празднование 1 апреля в честь святой Марии в Сретенском монастыре приобретает характер государственного праздника, на который съезжаются бояре, митрополиты, приходит торжественным выходом из Кремля патриарх.

В 1668 году патриарх Иоасаф II поздравлял царицу в Сретенской обители: „Марта 31-го, святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и на монастыре и идучи дорогою роздано нищим и бедным милостины 3 руб(ля)“. В 1651—1652 годах Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в Сретенскую обитель икону „Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская“ для местного ряда иконостаса собора. С царицей Марией Ильиничной связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году. Торжественное почитание святой Марии Египетской в Сретенском монастыре как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны (в 1669 году) вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича 29 января 1696 года».


Примечания




0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт gazeta.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК