Авторизация
 
  • 05:05 – Россия сегодня 2016, новости 9 декабря 2016: обзор последних событий России, свежие новости России на сегодня, 09.12.2016 
  • 05:04 – «Азаттык»: Внешний долг. Зачем берем и как будем расплачиваться 
  • 04:35 – Живодерки из Хабаровска брали пример со своих родителей: мнение психиатра 
  • 04:35 – Хабаровские живодерки могут остаться в психиатрической больнице 


Поколение неудачников или Как вырастить успешных студентов в Кыргызстане?

108.162.219.124
Поколение неудачников или Как вырастить успешных студентов в Кыргызстане?

Рынок образовательных услуг в Кыргызстане растет и становится все более конкурентоспособным. На сегодняшний день в стране функционирует 53 высших учебных заведения, где обучаются более 230 тыс. студентов. Однако, как известно, большая часть из них получает некачественное образование. В итоге мы получаем не высококвалифицированных специалистов, а неприкаянное поколение, которое тратит годы на знания, которые в итоге, никому не пригодятся.

K-News совместно с CAFMI провел исследование и решил разобраться, в чем же проблема нашей образовательной системы, и как эту проблему можно решить.
Практики VS теоретики

Во многих странах Европы и Азии профессиональное образование начинается с колледжей, институтов или тренинговых центров при крупном бизнесе. В мировом сообществе, практическая сторона является неотъемлемой частью профессионального образования, при котором учащийся получает отзыв от работодателей и бесценный опыт. Только потом, когда профессиональный опыт был приобретен, учащийся думает о продолжении своего обучении в университете.

В нашей стране все с точностью наоборот: половина кыргызстанских абитуриентов сразу поступают в вузы, где 4 года, если не больше, получают только теорию. Теорию, теорию и ничего кроме теории. А потом, получают заветный диплом, не имея понятия, что же делать дальше.

И без того скучную теорию у нас не разбавляют даже увлекательными экскурсиями на потенциальные места работы будущего специалиста. Многие даже понятия не имеют, с чем именно связана выбранная профессия.

Поколение неудачников или Как вырастить успешных студентов в Кыргызстане?


Ученье – свет?

Попадая в высшее учебное заведение, где теория превалирует над практикой, у наших студентов напрочь отбивают желание получать какие-либо знания. Нудные лекции преподавателей, не заинтересованных в том, чтобы их студенты просвещались, с каждым днем наталкивают на мысли о том, что лучше уж пойти работать официантом, чем выслушивать объемы ненужной информации, не подвластные усвоению нормальным человеком.

Что же делает студент? Обучается искусству обольщения. А если быть точнее, то учится «зачесывать» преподавателям, чтобы получить зачет. А тех, кто на эти уловки не ведется, понятное дело, «разводят». Получив долгожданный диплом, выпускник вуза с большими амбициями думает, что получил счастливый билет в безбедное существование и выходит на рынок труда с видом победителя. Но уже в скором времени понимает, что «победителям», какого бы цвета у него не был диплом, работодатели готовы платить от силы 10 тыс. сомов и то после испытательного срока, который может длиться вечность. Это если еще возьмут. Перспектива получать 25-30 тыс. сомов, работая барменом или официантом в хорошем месте, все сильнее манит наших выпускников. Не всех конечно, но, как показывает статистика, добрую ее часть.

Спрашивается, зачем мы тратим время и деньги на образование, которое не гарантирует нам светлое будущее?

Быть крутым или быть востребованным

В Кыргызстане есть много средне-специализированных профессиональных образовательных учреждений, но учиться в них никто не хочет. Почему? Да потому что непрестижно. Потому что бытует стереотип о том, что в ПТУ учатся те, у кого не хватило либо знаний, либо денег, чтобы поступить в нормальный вуз. А потому выпускники делают все возможное, чтобы поступить в университет. И не просто поступить, а быть зачисленным именно на ту специальность, которая считается престижной. И не важно, хочешь ты там учиться или нет, есть ли у тебя к этому способности или нет. Главное, что теперь можно похвастаться перед родственниками и друзьями. В итоге, у нас половина страны – финансисты, а другая половина – юристы.

Результат сегодняшней системы высшего образования – невостребованный специалист. Многие университеты, да и само государство не осознают допущенную ошибку, пропагандируя элитность высшего образования и унижая статус средне-профессионального образования. Свою эффективность сегодня доказали профессиональные лицеи и колледжи, которые специализируются на подготовке узко-профильных специалистов, на которых уже есть заказ со стороны бизнеса.

Как показывает практика, большинство выпускников средне-профессиональных учреждений сразу получают работу по своей специальности или открывают свое дело. Если проводить сравнительный анализ эффективности колледжей, лицеев и университетов, то первые получат максимальное количество баллов в пользу эффективности и отдачи. Соответственно нужно пересмотреть статус многих университетов в Кыргызстане.

Болонская система: попытка номер 25

Ни для кого не секрет, что в стране наблюдается высокий уровень безработицы. Подготовка квалифицированных кадров могла бы решить основные проблемы страны, со вступлением Кыргызстана в Болонский процесс. Тем более что для реформирования высшего образования Европейская комиссия выделила 15 млн евро. ПЯТЬНАДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ ЕВРО! Вы только вдумайтесь в цифры! За эту сумму можно было бы и всех баранов на пастбище сделать высококвалифицированными специалистами.

Болонская система должна была кардинально поменять систему образования в Кыргызстане в лучшую сторону. Однако как мы видим, поменялось лишь название. Совковый подход остался. Остались и проблемы: несоответствие старых и новых стандартов требованиям рынка труда, наличие в профильных предметах лишних непригодных дисциплин, которые никак не влияют на качество подготовки специалистов, отсутствие взаимосвязи с бизнес-организациями при подготовке специалистов…список можно продолжать бесконечно.

Поколение неудачников или Как вырастить успешных студентов в Кыргызстане?


Быть или не быть?

Сегодня образовательные стандарты выступают фиктивным документом, на которые опираются учебные заведения при подготовке своих учебных планов, которые потом утверждаются Министерством образования. Некоторые вузы, может, и хотят поменять программу обучения, но упираются о камень преткновения – закон, запрещающий менять учебный план, противоречащий стандартам.

Для того чтобы поменять ситуацию, нужно всего лишь поменять подход. А именно, сконцентрировать образовательный процесс на самом студенте. То есть, студент будет являться клиентом образования, который сам выбирает необходимые и интересные ему предметы. Во-вторых, нужно менять роль преподавателя от учителя до тренера, который будет не поучать, а направлять студента, делиться опытом. В-третьих, предоставить вузам больше свободы и ответственности при определении учебных программ. И наконец, начать ориентироваться на результат.

Поколение неудачников или Как вырастить успешных студентов в Кыргызстане?


Выход есть

Результат обучения в образовательных учреждениях – это востребованный на рынке компетентный высококвалифицированный специалист, который умеет работать по специальности и может зарабатывать себе на жизнь.
Для того, чтобы получить такого специалиста, необходимо налаживать тесные взаимоотношения в бизнес-сектором. Зачем? Затем что бизнес тоже заинтересован в том, чтобы брать в свою команду грамотно обученных готовых специалистов.

В мировой практике бизнес ассоциации выступают основными разработчиками профессиональных стандартов, которые предусматривают набор умений, навыков и компетенций, востребованных на рынке труда, соответственно потом учебные заведения на основе профессиональных стандартов утверждают образовательные стандарты и новые учебные планы. Затем уже меняется сама система обучения с учетом рыночных тенденций.

В Европе, Юго-Восточной Азии многие фабрики и заводы активно участвуют в жизни университетов, проводят дни открытых дверей, сами менеджеры дают мастер-классы, пытаются привлечь на производственную практику «лучших из лучших».

В Европейский странах Болонская система работает согласно принципу «образование в течение всей жизни», для соблюдения этого принципа Европейский Союз разработал Европейские стандарты квалификаций и свою квалификационную систему. В Европе существует 8 уровней квалификаций. Там ни один человек не сядет на кресло министра, не имея соответствующий уровень. А у нас?

В Кыргызстане нет ни стандартов квалификаций, ни квалификационной системы. Поэтому Болонская система будет у нас работать коряво до тех пор, пока мы не будем рассматривать студентов как ресурс, который можно трансформировать в человеческий капитал.

В Кыргызстане, чтобы привлечь бизнес-сообщество в образовательный процесс, необходимо развивать механизмы социального партнерства между заинтересованными сторонами, искать методы и формы взаимодействия. В каждом университете ведь есть Центр занятости, задача которого – информировать студентов о ситуации на рынке труда. Организация Дней открытых дверей для бизнес-сообщества, ярмарок вакансий и других мероприятий, которые помогут выпускникам трудоустроиться – это тоже обязанности таких центров. Есть ли в нашей стране университеты, в которых Центр занятости выполняет свои обязательства? Пожалуй, только в одном или двух. А может, следовало бы начать хотя бы с этого?108.162.219.124


Постоянный адрес материала: http://www.gazeta.kg/35133-news.html
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Смотрите также

КОММЕНТАРИИ:
Мы в соцсетях
Курсы валют НБКР
69.2455
+0.09%
74.7055
+0.67%
1.0924
+0.91%
0.2069
+0.53%

Новости партнеров
  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
Новости партнеров