Авторизация
 
  • 17:55 – Видео, где Лавров обозвал журналиста дебилом, распространяют в Сети 
  • 17:55 – Юрий Тимченко: полицейский, пойманный на взятке, в свое время был награжден 
  • 17:52 – Skype Preview с доработками Microsoft позволит обходится без переводчика 
  • 17:52 – Специалистам «Росэлектроники» удалось уменьшить размер СВЧ-резонаторов 


Изменить, дополнить, исключить: новый проект Конституции Кыргызстана

108.162.219.106
Изменить, дополнить, исключить: новый проект Конституции Кыргызстана

Бишкек. 30 июля. www.gazeta.kg – Айша Чуштук. Новостью этого лета бесспорно, стало известите об инициативе отдельных политиков все же внести корректировки в основной закон страны, несмотря на мораторий до 2020 года. Как оказалось, инициатива о внесении изменений принадлежит самому президенту КР Алмазбеку Атамбаеву, а также ряду парламентских фракций.
Предложение провести всеобщий референдум об изменении Конституции поддержали большинство партий, конечно же, СДПК, «Кыргызстан», «Онугуу – Прогресс» и, что интересно, оппозиционная фракция «Республика – Ата-Журт». Хотя посмотрев, какие изменения предлагаются в судебной отрасли, поддержка последней, становится понятной. Фракции «Бир Бол» и «Ата Мекен» по этому поводу пока хранят молчание.
www.gazeta.kg полностью изучил предлагаемые изменения и решил познакомить читателей с ними. Отметим, вторая сессия парламента, наверняка, начнется с жарких дискуссий именно по этим изменениям. Возможно, законопроект претерпит некоторые изменения. Тем не менее, сегодня www.gazeta.kg приведет ряд основных предложений.

Высшие ценности Кыргызстана

Предлагаемые изменения вносят дополнения в статью №1 основного закона.
Высшими ценностями государства, согласно новой редакции Конституции, являются:
1) человек, его жизнь, стремление к счастью, здоровье, права и свободы, любовь к Родине, безопасность, образование, честь и достоинство;

2) независимость, государственный суверенитет, национальные интересы Кыргызской Республики;


3) территориальная целостность Кыргызской Республики;


4) единство народа Кыргызстана, мир и согласие в стране;


5) справедливость, верховенство права и равенство перед законом;


6) сохранение и развитие языка и национальной культуры, бережное отношение к истории;


7) нравственность, семья, детство, отцовство, материнство, забота о родителях, уважение к старшим, сочетание традиций и прогресса;


8) создание благоприятных экономических, социальных и других условий для гармоничного развития личности;


9) благоприятная окружающая среда.

Кроме того, данная статья дополняется двумя частями. Например, «высшие ценности определяют основу законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики и являются смыслом и содержанием деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также обязывают граждан и юридические лица способствовать защите и продвижению этих ценностей». Также, никакая идеология не может быть направленной на подрыв высших ценностей Кыргызской Республики.

Нормы международных договоров по правам человека

В нынешней редакции основного закона есть очень интересный пункт, который, по мнению некоторых экспертов, не отвечает интересам страны. Данный пункт инициаторы также решили немного видоизменить и дополнить.
Предлагается убрать норму, согласно которой нормы международных договоров по правам человека имеют прямое действие и приоритет над нормами других международных договоров.
Вместо данной нормы инициаторы предлагают прописать, что «порядок и условия применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права определяются законом».
Также инициаторы предлагают видоизменить статью 41 действующей Конституции, которая гласит, что «каждый имеет право в соответствии с международными договорами обращаться в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод. В случае признания указанными органами нарушения прав и свобод человека Кыргызстан принимает меры по их восстановлению». Законопроектом предлагается убрать последнее предложение. В случае принятия данной редакции закона, Кыргызстан снимает с себя обязательства принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод.

Гражданство

В новой редакции предлагается дополнить статью 50 действующей Конституции. Согласно нынешней редакции ни один гражданин не может быть лишен своего гражданства и права изменить свое гражданство. Инициаторы дополнили ее словами: «иначе, как в случаях и порядке, установленных конституционным законом». В случае принятия новой редакции, возможно, будут приняты определенные законы, которые позволят лишать граждан гражданства Кыргызстана.

Семья

Предлагаемая Конституция строго прописывает, что брак может быть заключен только между мужчиной и женщиной. В действующей редакции строгой нормы нет. Так, предлагается статью 36 Конституции дополнить следующим:
«Семья создается на основе добровольного союза мужчины и женщины, достигших установленного законом брачного возраста, и заключения между ними брака. Ни один брак не может быть заключен без обоюдного согласия лиц, вступающих в брак. Брак регистрируется государством. Супруги имеют равные права и обязанности в браке и семье».

Сроки давности по преступлениям

Инициаторы изменений в основной закон страны предлагают гражданам отменить сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Статью 26 действующего документа предлагается дополнить пунктом 7, который гласит, что право на освобождение от уголовной ответственности за давностью совершения преступления может устанавливаться лишь законом. Сроки давности привлечения к уголовной ответственности применяются исключительно судом. Во всех случаях совершения преступления следствие по уголовному делу подлежит завершению до конца с передачей дела в суд, не зависимо от наступления сроков давности.

Президент

Статьи, описывающие обязанности президента, инициаторы особо менять не стали. Есть небольшие изменения редакционного характера. Например, в новой редакции президент возглавляет Совет безопасности, а не обороны. Также, в пункте об освобождении от должности судей Верховного суда, по предложению Совета судей последнее предлагается заменить на «дисциплинарную комиссию при Совете судей».
Также предполагается, что президент представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Верховного суда и Конституционной палаты.
Кроме того, предлагается дополнить пункт об освобождении генерального прокурора от должности. В действующей редакции закона для этого необходимо не менее одной трети голосов депутатов, теперь же предлагается считать достаточным согласие не менее половины от общего числа депутатов.
Также статья 68 дополняется особым пунктом, который гласит, что должностные лица, исполняющие полномочия президента, не вправе быть кандидатом на должность президента на досрочных выборах президента, а также они не вправе назначать досрочные выборы в Жогорку Кенеш, отправлять правительство в отставку.

Депутаты Жогорку Кенеша

Инициаторы также пересмотрели статьи, описывающие обязанности депутатов парламента и ввели некоторые новшества. Например, в случае принятия предлагаемой редакции Конституции депутат Жогорку Кенеша может совмещать свою депутатскую деятельность с должностью премьер-министра или вице-премьер-министра. Кроме того, депутат сохраняет право голосования на пленарных заседаниях Жогорку Кенеша.

Порядок и условия реализации и ограничений других полномочий депутата, назначенного на должность премьер-министра или вице-премьер-министра, определяются законодательством
.
Отставка или освобождение от должности премьер-министра или вице-премьер-министра не влечет прекращение его депутатских полномочий.
Также предлагается прописать, что проекты законов, предусматривающие увеличение расходов за счет госбюджета, могут быть приняты Жогорку Кенешем только с согласия правительства и определением источников финансирования.

Премьер-министр и кабинет министров

Предлагаемые изменения в Конституции коснулись и обязанностей премьер-министра, а также введены некоторые новшества в регламент правительства.
Так, в случае принятия предлагаемой редакции, премьер сможет ставить перед Жогорку Кенешем вопрос о доверии правительству сколько угодно раз. В действующей редакции такая норма шла с оговоркой – «не чаще одного раза в год». Также предлагается дать возможность премьеру самому назначать и освобождать глав местных государственных администраций.
Кроме того, предполагается, что «утрата коалицией фракций статуса парламентского большинства влечет за собой отставку правительства».
Инициаторы также предлагают исключить возможность отставки руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности.
Новыми поправками вводится новшество, согласно которому в случае, если в течение 3 рабочих дней со дня получения решения Жогорку Кенеша об одобрении кандидатуры на вакантную должность в кабмине, президент не издает указ о назначении члена правительства, он считается назначенным.

Судебная система

Основные поправки в Конституцию коснулись судебной системы страны. Например, инициаторы изменений в основной закон предлагают обязать кандидатов на должность судьи написать письменный отказ от права на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений на период пребывания в должности судьи. «В случае непредставления такого отказа, лицо не может быть назначено или избрано на должность судьи».
Как отмечается в предлагаемой редакции закона, порядок и пределы прослушивания и записи переговоров, просмотра корреспонденции, а также использования и гарантий безопасности данной информации, в том числе в отношении информации о частной жизни судьи, определяются конституционным законом.
Кроме того, в случае освобождения судьи от должности в связи с нарушением им требования безупречности, не имеет права занимать в дальнейшем государственные должности и лишается прав пользования льготами, установленными для судей и бывших судей.

«В случае нарушения судьей требований безупречности судья освобождается от должности по предложению дисциплинарной комиссии при Совете судей в соответствии с конституционным законом
».
Также временное отстранение от должности, привлечение судей к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, допускается с согласия дисциплинарной комиссии при Совете судей в порядке, определяемом конституционным законом.

Одним из главных изменений является исключение из Конституции нормы, которая гласит, что решение Конституционной палаты Верховного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.


Вместо этого статья дополняется нормой
«решение Конституционной палаты является окончательным и обжалованию не подлежит».
«Вступившее в законную силу решение Конституционной палаты о неконституционности законов или их положений отменяет их действие на территории Кыргызской Республики, а также отменяет действие других нормативных правовых актов, основанных на законах или их положениях, признанных неконституционными, за исключением судебных актов. Судебные акты, основанные на нормах законов, признанных неконституционными, пересматриваются судом в каждом конкретном случае по жалобам граждан, чьи права и свободы были затронуты».

Прокуратура

Изменения также коснулись обязанностей и полномочий органов прокуратур. Так, согласно предлагаемой редакции, прокуратура составляет единую систему, на которую возлагается:
1) надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, а также другими государственными органами, перечень которых определяется конституционным законом, органами местного самоуправления и должностными лицами указанных органов;
2) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие;
3) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан;
4) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;
5) поддержание государственного обвинения в суде;
6) возбуждение уголовных дел в отношении должностных лиц государственных органов, перечень которых определяется конституционным законом с передачей дела на расследование в соответствующие органы, а также уголовное преследование лиц, имеющих статус военнослужащих.108.162.219.106


Постоянный адрес материала: http://www.gazeta.kg/117147-news.html
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Смотрите также

КОММЕНТАРИИ:
Мы в соцсетях
Курсы валют НБКР
69.2439
+0.00%
73.5197
-1.59%
1.0939
+0.14%
0.2071
+0.10%

Новости партнеров
  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
Новости партнеров