Создать аккаунт
Главная » Наука и технологии » Ученые выявили редкие варианты генов, которые увеличивают риск ожирения в 6 раз

Ученые выявили редкие варианты генов, которые увеличивают риск ожирения в 6 раз

Исследование, проведенное исследователями Совета медицинских исследований (MRC), выявило генетические варианты двух генов, которые оказывают самое большое влияние на риск ожирения, обнаруженное на сегодняшний день.

Открытие редких вариантов генов BSN и APBA1 является одними из первых идентифицированных генов, связанных с ожирением, для которых повышенный риск ожирения не наблюдается до взрослой жизни.

Исследование, опубликованное в журнале Nature Genetics, было проведено исследователями из отдела эпидемиологии MRC и отдела метаболических заболеваний MRC в Институте метаболических наук, оба из которых базируются в Кембриджском университете.

Исследователи использовали британский биобанк и другие данные для выполнения полного экзомного секвенирования индекса массы тела (ИМТ) у более чем 500 000 человек.

Они обнаружили, что генетические варианты гена BSN, также известного как Фагот, могут повысить риск ожирения в шесть раз, а также связаны с повышенным риском неалкогольной жировой болезни печени и диабета 2 типа.

Было обнаружено, что варианты гена Фагота поражают 1 из 6500 взрослых, то есть могут затронуть около 10 000 человек в Великобритании.

Ожирение является серьезной проблемой общественного здравоохранения, поскольку оно является значительным фактором риска других серьезных заболеваний, включая сердечно-сосудистые заболевания и диабет 2 типа, однако генетические причины, по которым некоторые люди более склонны к увеличению веса, до конца не изучены.

Предыдущие исследования выявили несколько вариантов генов, связанных с ожирением, которые оказывают большое влияние с детства, действуя через путь лептин-меланокортин в мозге, который играет ключевую роль в регуляции аппетита.

Однако, хотя и BSN, и APBA1 кодируют белки, обнаруженные в мозге, в настоящее время неизвестно, участвуют ли они в пути лептин-меланокортин. Кроме того, в отличие от ранее идентифицированных генов ожирения, варианты BSN и APBA1 не связаны с детским ожирением.

Это заставило исследователей поверить в то, что они, возможно, открыли новый биологический механизм ожирения, отличный от тех, которые мы уже знаем для ранее выявленных вариантов гена ожирения.

Основываясь на опубликованных исследованиях и лабораторных исследованиях, о которых они сообщают в этой статье, которые показывают, что BSN и APBA1 играют роль в передаче сигналов между клетками мозга, исследователи предполагают, что возрастная нейродегенерация может влиять на контроль аппетита.

«Эти результаты представляют собой еще один пример того, как крупномасштабные генетические исследования человеческой популяции могут улучшить наше понимание биологической основы болезней. Генетические варианты, которые мы идентифицируем в BSN, оказывают одно из самых серьезных эффектов на ожирение, диабет 2 типа и жировую болезнь печени, наблюдаемые на сегодняшний день, и подчеркивают новый биологический механизм, регулирующий контроль аппетита», - сказал автор исследования профессор Джон Перри из Кембриджского университета.

Доступность крупномасштабных баз данных, таких как UK Biobank, позволила исследователям искать редкие варианты генов, которые могут быть ответственны за такие состояния, как ожирение.

В рамках этого исследования ученые тесно сотрудничали с AstraZeneca, чтобы повторить свои результаты в существующих когортах, используя генетические данные людей из Пакистана и Мексики. Это важно, поскольку теперь исследователи могут применить свои выводы не только к людям европейского происхождения.

Если исследователи смогут лучше понять нейронную биологию ожирения, это может предоставить больше потенциальных лекарств для лечения ожирения в будущем.

«Тщательные крупномасштабные исследования, подобные этому, ускоряют темпы открытия новых знаний в области биологии болезней человека. Сотрудничая с академическими и промышленными кругами, используя глобальные наборы данных для проверки и более широко внедряя геномный подход в медицину, мы продолжим улучшать наше понимание болезней – на благо пациентов», - сказал Славе Петровски, вице-президент Центра геномных исследований AstraZeneca.

«Мы идентифицировали два гена с вариантами, которые оказывают наиболее глубокое влияние на риск ожирения на популяционном уровне, который мы когда-либо видели, но, возможно, более важно то, что вариация Фагота связана с ожирением во взрослом возрасте, а не с детским. Таким образом, эти результаты дают нам новое понимание взаимосвязи между генетикой, развитием нервной системы и ожирением», - резюмировал автор исследования профессор Джайлс Йео из MRC.