Создать аккаунт
Главная » Наука и технологии » 7000-летние неолитические лодки были невероятно сложными и удивительно современными

7000-летние неолитические лодки были невероятно сложными и удивительно современными

0



Фото из открытых источников
Моряки Средиземноморья эпохи неолита путешествовали на борту современных судов, которые уже содержали многие из морских решений, которые можно увидеть на современных лодках. Качество и сложность этих доисторических ремесел указывают на то, что в позднем каменном веке было достигнуто несколько крупных достижений в мореплавании, проложивших путь к распространению наиболее важных цивилизаций древнего мира.
 
Хорошо известно, что морские торговые связи существовали в Средиземном море во времена неолита, хотя до сих пор было неясно, насколько умели эти первые мореплаватели справляться с волнами. Преодолевая эту неопределенность, авторы нового исследования проанализировали пять выкопанных каноэ, которые были обнаружены в поселении возрастом 7000 лет, которое сейчас лежит на дне итальянского озера.
 
Это место, известное как Ла Мармотта, погружено на глубину 8 метров воды и еще на три метра отложений, примерно в 300 метрах от нынешней береговой линии озера Браччано, недалеко от Рима. Считается, что это древнее поселение было заселено между 5700 и 5150 годами до нашей эры. Исследователи описывают это древнее поселение как самую раннюю неолитическую прибрежную деревню в центральном Средиземноморье.
 
Из пяти каноэ, найденных на этом месте, самое большое было сделано из огромного дубового ствола и имело длину 10,43 метра. По мнению авторов, четыре «поперечных усиления» на основании судна «позволили бы повысить прочность корпуса и защитить его, а также улучшить его управляемость». Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE. 
 
Еще более примечательно то, что исследователи обнаружили три деревянных предмета Т-образной формы на правом борту корабля, каждый из которых имел несколько отверстий. «Характеристики и положение этих объектов позволяют предположить, что их могли использовать для крепления веревок, привязанных к возможному парусу, или для соединения других морских элементов, таких как стабилизатор или даже другая лодка, для создания двойного корпуса в форме катамарана», - пишут исследователи. «Эти стратегии обеспечили бы большую безопасность и стабильность, а также большую пропускную способность для перевозки людей, животных и товаров».
 
Второе каноэ было сделано из выдолбленного ствола ольхи и содержало кусок дерева в форме гриба с единственным отверстием в нем. Отмечая сходство этого объекта с «современными кнехтами, которые можно увидеть в наших портах», авторы «предполагают, что его функция могла заключаться именно в этом — обезопасить каноэ, когда уровень воды в озере поднялся».
 
Из оставшихся трех лодок одна была сделана из ольхи, одна вырезана из тополя и одна из бука. По мнению исследователей, разнообразие пород древесины, использованных для изготовления лодок, указывает на то, что доисторические строители хорошо понимали различные свойства каждого материала.
 
Дуб, например, мог быть выбран из-за его долговечности, а ольха, вероятно, использовалась из-за ее легкости и устойчивости к растрескиванию. 
 
«Прямая датировка неолитических каноэ из Ла-Мармотты показывает, что они являются старейшими в Средиземноморье, что дает неоценимую информацию о неолитической навигации», — говорится в заявлении авторов. «Это исследование раскрывает удивительную технологическую сложность ранних сельскохозяйственных и скотоводческих сообществ, подчеркивая их навыки обработки дерева и строительства сложных судов».
 
Учитывая размер каноэ, исследователи подозревают, что они, вероятно, предназначались для использования далеко за пределами озера Браччано. Поэтому они предполагают, что лодки, возможно, плыли по реке Арроне, которая соединяет озеро со Средиземным морем, прежде чем продолжить свое путешествие в чужие земли.
 
Доказательства этих зарубежных поездок можно найти в многочисленных экзотических артефактах, обнаруженных в Ла-Мармотте, включая греческую и балтийскую керамику, а также обсидиановые орудия с островов Липари и Пальмарола. Мореходные качества судов также были продемонстрированы группой археологов-экспериментаторов, которые построили копию одного из каноэ еще в 1998 году и проплыли более 800 километров из Италии в Португалию.


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт gazeta.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК