Создать аккаунт
Главная » Наука и технологии » Ученые опровергли угрозу исчезновения Y-хромосомы и мужчин

Ученые опровергли угрозу исчезновения Y-хромосомы и мужчин

0

Фото из открытых источников
Исследователи Tokyo Medical and Dental University объявили о важном открытии в области биологии пола у млекопитающих. Это открытие может пролить свет на механизмы эволюции половых хромосом и полового определения у различных видов, сообщает портал PNAS. Ранее СМИ мусси́ровали информацию о деградации мужской Y-хромосомы.

У млекопитающих пол определяется наличием определенных генов на половых хромосомах. Обычно у самцов наличие гена Sry на Y-хромосоме играет ключевую роль в формировании мужского пола. Однако, у некоторых грызунов, в том числе и у колючих крыс, были обнаружены виды, где отсутствует Y-хромосома и ген Sry, вызывая интерес к тому, какие механизмы могут заменять эти гены и как происходит формирование новых половых хромосом.

В ходе исследований ученые обнаружили у колючей крысы дупликацию энхансера гена Sox9, который известен своей ролью в формировании пола. Этот энхансер, специфичный для самцов, обнаружили на аутосоме, т.е. хромосоме, несущей обычные гены, а не половые.

Дальнейшие анализы исследователей показали, что дуплированная область генома взаимодействует с Sox9, что может иметь ключевое значение в формировании пола у этих колючих крыс. Эта дупликация содержит элемент, подобный мышиному энхансеру, известному как Enh14, который, как выяснилось, функционирует как эмбриональный энхансер семенников у мышей.

Эксперименты на трансгенных мышах подтвердили функциональность этого энхансера у колючих крыс. Кроме того, изменение этого энхансера в эмбриональных гонадах мышей привело к изменению экспрессии генов, связанных с полом.

Эти результаты позволяют предположить, что дупликация энхансера Sox9, специфичная для самцов, может играть роль в формировании половых хромосом у колючих крыс, заменяя функцию гена Sry. Это открытие не только расширяет наше понимание механизмов эволюции половых хромосом, но и помогает лучше понять разнообразие половых стратегий в животном мире.