Создать аккаунт
Главная » Наука и технологии » Загадочные «гребенчатые» рисунки могут быть одними из старейших наскальных рисунков в Южной Америке

Загадочные «гребенчатые» рисунки могут быть одними из старейших наскальных рисунков в Южной Америке

1



Фото из открытых источников
Высокие каменные стены аргентинской пещеры Хуэнул, каменного убежища площадью 630 квадратных метров в северной Патагонии, покрыты почти 900 различными изображениями геометрических фигур, людей и животных. Яркие оттенки красного, белого, желтого и черного цветов напоминают наскальные рисунки, найденные в других местах Патагонии, возраст которых оценивается не более нескольких тысяч лет.
 
Но опытному глазу Гваделупе Ромеро Вильянуэвы, археолога из Национального совета по научным и техническим исследованиям Аргентины (CONICET), некоторые из рисунков в пещере Уэнул казались старше остальных: стена окрашена красновато-черным пигментом и почти скрыта более поздними наскальными художниками.
 
Группа исследователей под руководством Ромеро Вильянуэвы радиоуглеродно датировала крошечные образцы древесного угля, смешанного с пигментами наскальных рисунков. Теперь в Science Advances сообщается, что самая старая картина датируется 8200 годами. Это делает мотив, имеющий форму обращенного вниз гребня с четырьмя зубцами, старейшим наскальным рисунком в Южной Америке, датированным прямой датой.
 
Даты появления подобных мотивов в пещере охватывают последующие 3000 лет, что означает, что люди неоднократно посещали пещеру и продолжали художественную традицию на протяжении многих поколений. 
 
Пейзаж вокруг пещеры Хуэнул неприступен, и человеческое существование там ненадежно даже сегодня. Расположенный на пустынной равнине на высоте 1000 метров над уровнем моря, каждый год здесь выпадает всего 5 сантиметров дождя. От зияющего устья пещеры, обращенного на север, ближайший источник воды находится в 10 километрах. Климатические данные свидетельствуют о том, что когда были нарисованы гребенчатые мотивы, условия были еще более суровыми. «Юг Южной Америки был одним из последних мест, где были заселены люди. … Это конец пути», — говорит Борреро. «Это место, где нельзя совершать ошибки. Если ты заблудился, то это навсегда».
 
Хотя было известно, что люди прибыли в Патагонию несколькими тысячами лет назад, археологи предположили, что большая часть наскальных рисунков возникла гораздо позже.
 
Но новые даты показывают, что люди снова и снова посещали пещеру на протяжении долгих и мучительно засушливых тысячелетий, используя ее как церемониальный центр или место встреч. «Мы как будто впервые увидели людей того периода», — говорит Ромеро Вильянуэва, соавтор нового исследования. «Это заставило нас переоценить оккупацию пустынь северо-западной Патагонии в целом».
 
Команда обнаружила в пещере множество других артефактов: украшенные кости гуанако, крошечные бусины из ракушек, ветки, окрашенные красной охрой. Но нет никаких признаков того, что кто-то жил там или хотя бы проводил в пещере значительное время.
 
Вместо этого авторы полагают, что небольшие группы периодически пересекали пустыню к этому месту, чтобы сделать наскальные рисунки, возможно, чтобы сплотить обширные группы. «Его продолжали посещать в период, когда нельзя было ожидать, что люди отправятся в экстремально пустынный ландшафт», — говорит Ромеро Вильянуэва. «В трудные времена они продолжали посещать это место и поддерживать связи».
 
Химический анализ наскальных рисунков предполагает преемственность, а не подражание. Формула, используемая для создания пигмента, оставалась неизменной на протяжении тысяч лет, скорее всего, это смесь сожженного кактуса и древесины местных кустарников, смешанная с минералами, включая серу и кальций.
 
Хотя невозможно понять значение этого мотива, рисунки в форме гребенки, очевидно, были частью этого процесса. «На очень большом и однородном ландшафте существуют очень маленькие группы людей», — говорит соавтор Рамиро Барбарена, археолог из CONICET. «Общение о том, где встретиться для обмена информацией и партнерами, имеет основополагающее значение для жизнеспособности этих групп».
 
Тот факт, что люди продолжали использовать один и тот же рецепт пигмента для рисования одного и того же мотива в одной и той же пещере, «подразумевает передачу знаний в течение длительного времени», — говорит Борреро. «Это действительно впечатляет». 


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт gazeta.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК