• 17:26 – "Тоттенхэм" - ЦСКА: смотреть сегодня онлайн, 7 декабря, по какому каналу прямая трансляция на ТВ, прогноз на матч
  • 17:18 – Отец Ольги Бузовой вступился за свою дочь
  • 17:18 – Женя Кузин готовит подарок своим поклонникам
  • 17:15 – Татфондбанк: ЦБР подумает, как оздоровить «Татфондбанк» путем санации

Ученые: стрессовые события в детстве сокращают жизнь на клеточном уровне

Перенесенные в детстве невзгоды и лишения искусственно старят клетки человека, сокращая длину защитных участков на кончиках хромосом, защищающих ДНК от повреждений. Об этом заявляют генетики из университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада). Это, в свою очередь, может привести к преждевременной смерти. Результаты работы размещены в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее специалисты обнаружили, что длина теломер и их состояние могут изменяться не только лишь с возрастом, но и в результате разных процессов в организме, связанных со стрессом или депрессией. И чем сильнее были симптомы расстройства и чем длительнее они сохранялись, тем короче были теломеры. Ученые во главе с Илаем Путерманом (Eli Puterman) проверили, влияют ли перенесенные в детстве стрессовые ситуации на длину теломер и здоровье клеток. Для этого были проанализированы ДНК порядка 4,6 тыс. человек старше 50 лет. Генетики измерили длину теломер в их хромосомах и попросили рассказать о том, каким тяжелым было их детство. Кроме проблем в детстве у участников эксперимента, ученые проследили и за их невзгодами во взрослой жизни, изучив частоту обращений в социальные и медицинские службы.

Выяснилось, что часть неблагоприятных факторов в детстве и взрослом возрасте действительно связана с укороченной длиной теломер и их ускоренным сокращением в пожилые годы. При этом на этот процесс больше всего влияли социальные проблемы в детстве – увеличение их сложности и длительности на одну условную единицу повышало шансы на укорочение теломер на 11%. Примечательно, что финансовые невзгоды слабо или вообще на этот процесс не влияли. Наличие связи между проблемами в детстве и длиной теломер, по словам ученых, свидетельствует о том, что социальная обстановка может достаточно сильно влиять на длину жизни и ее качество, влияя через теломеры на предрасположенность людей к развитию различных заболеваний. Ученые намерены продолжить исследование в этом направлении.

108.162.219.110